Найти тему

Обожаю эти моменты... Чтобы дети учились играючи.

Обожаю эти моменты: берег Онеги, Агата рисует, а Сеня с Макаром запускают бревно в кругосветку. Параллельно Агата продумывает и рассказывает мне сюжет своей новой сказки, героев которой как раз изображает на песке. А Сеня читает Макару лекцию о линкорах и эсминцах.

Вчера неожиданно выяснилось, что Макар знает столицы государств, немного, но всё же. И я с большии глазами спрашивала:

- Макар, какая столица у США? А откуда ты знаешь?

Макар говорит:
- Так мы с Сеней играли в войну Севера и Юга. Дошли до Вашингтона. Я просто запомнил.

А вчера они играли в красных и белых. Утром Макар писал пером - вдруг ему захотелось писать, как старину. Агата втихаря от меня учит Макара английскому - в игре.

А играют они целыми днями. Иногда кажется, что вообще больше ничего нет - только их игры. Оказывается - есть.

На пляже утром устроили Троянскую войну. Учёбы как будто нет, по крайней мере привычной, когда я задаю, а они учат. Но есть пропитывание в сиропе постоянного познания мира, с усложнением, как будто дети снимают слой за слоем, в надежде докопаться до сердцевины.

Наша учёба однозначно выглядит иначе, чем обычно. И мне даже не всегда ясно, кто кого учит. Я про красных и белых ничего не помню, а Макар уже кое-что может поведать. Сеня - значительно больше.

Получается, что наш метод эффективнее привычного. И значительно легче - обе стороны не напрягаются, не мучают друг друга. Нет борьбы.

Когда есть игра, нет усталости и муки. Не скучно. Не обязательно. Хочется понять правила, уловить суть. Неудивительно, что дети с лёгкостью запоминают огромное количество компьютерных героев, а обычные школьные знания никак в голове не укладываются. Учёба - про тяжесть и скуку. Про сидеть и молчать.

Игра - совсем иное. Действовать. Участвовать. Найти перо и выяснить, какой головной убор был у индейцев. Или попробовать писать им. Взять флейту и на слух подобрать мелодию. Да, трудно, но как же интересно!

И как-то само всегда идёт процесс усложнения, а значит, увеличения возможностей. Я вижу, что у детей нет желания останавливаться. Лечь и лежать, устав от груза знаний. Нет, они могут сменить тему, они могут начать делать другое дело, что-то поняв про первое, но останавливаться - этого не было.

Как и когда был запущен этот процесс? Давно и точно не мной, природой. Дети изначально очень любознательны. Я лишь была внимательна к ним, к их порывам. Да, я только учусь, никогда не была идеальной мамой-картинкой. Но старалась не терять контакта с ребёнком, давать ему возможность двигаться в нужном ему направлении.

И это не просто слова, а много внимания, много сил, времени, а ещё моего собственного огня, без него никак.

Чтобы учёба была повсюду и всегда, чтобы дети учились играючи, надо увидеть, в чём суть обучения. И дать прорасти, а не губить первые росточки самообразования.

Автор статьи: Александра Чернявская.