Конечно же сразу вспоминается кино 1979 года
Однако история выражения гораздо старше одноименного фильма. Значение: нечего выказывать жалость и эмпатию ко всяким неудачникам не вписавшимся в рынок.
Особенно тем, кто напоказ истерит и плачет. Пусть хоть ручьем ревут. Даже если есть уже нечего.
Это было лирическое отступление. Теперь - серьезно.
Приведу две версии.
Сюжет мгновенно переносится в древнюю Русь четырнадцатого века. На Москве правил тогда Иван Первый Данилович Калита.
Московское княжество под его руководством начало взимать дань со всех окружающих соседей, которую затем по договору инкассации доставляли в Орду хану Узбеку. Да еще, по неясным сведениям, часть собранных средств Иван Данилович откладывал в собственный сундук.
Естественно это вызывало недовольства в ряде приграничных княжеств. Но все эти возмущения заведенными порядками Иван Калита улаживал. Где небольшим подкупом региональных руководителей. Где-то династическими браками. Если не удавалось по-хорошему — жестоко подавлял, высылая войско.
Поскольку жаловаться на него было некому и бесполезно, оставался один выход: посылать ходоков.
Выбирали, видимо, самых дипломатичных и артистичных)
Условия подобных переговоров были крайне жесткие. Перебивать Государя нельзя. Говорить тоже нежелательно. Падай в ноги и плачь о доле тяжкой, что есть мочи.
Но, видимо, после того, как пару раз слезоточивые просители добились таким образом успеха - Иван I Данилович Калита сменил тактику.
Теперь челобитчики возвращались из московских командировок ни с чем. Указывая своим князьям в отчетах: Москва слезам не верит!
Версия вторая.
И опять Иван I Данилович Калита очень даже причем. Точнее, его прозвище - Калита. Означающее большой кошель. Якобы, из которого он щедро одаривал нищих.
Милостыня раздавалась мелким серебром.
Однако по свидетельствам: "...куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется".
Побирушки быстро взяли на вооружение метод слезного плача. На периферии среди нищих пошли слухи, что нормально можно теперь заработать только в Москве.
До столицы калики перехожие добирались двумя различными стратегиями. Приносившими пропитание и доход уже по пути.
Одиночки "косили" под странников-богомольцев.
С "легендой" пешего тура по Святым местам
Династии нищих изображали семью погорельцев.
Отсюда более позднее выражение: Артист из погорелого театра . Где профессионал интеллигентного вида просит деньги на билет, ибо надо продолжать гастроли.
Так вот, рядовое население Москвы тех далеких времен Иван Калита никакими льготами не облагодетельствовал. Наравне со всеми подданые платили дань. А тут нищих на их голову понаехала тьма-тьмущая. Да еще и плачут.
Из гораздо более поздних свидетельств писателя и журналиста, знатока окраин и самого "дна", Владимира Гиляровского:
Так что налогооблаемое население все это нытье мало трогало. Выразившись в поговорке: Москва слезам не верит.
Вот такая история. Благодарю за внимание)
О похожем выражении про рыдания читайте здесь.
P.S. Желаете ознакомиться с литературным творчеством автора публикации? Скачайте мою книгу! https://www.litres.ru/book/aleksey-burcev-16500376/vitold-alko-roman-36858672/