1. Не смогла объяснить, что мытье и поход в туалет - дело приватное.
До сих пор мой сын щемится купаться со мной и писать с папой. Если на прогулке какой-нибудь ребенок идет в туалет, я крепко держу сына за руку, чтобы он не пристраивался рядом.
Если я в душе, сын моментально хочет к унитазу, или "Мама, у меня ноги грязные, надо помыть". Запираюсь - ломится в дверь и вопит не своим голосом.
2. Не смогла научить убирать за собой и беречь вещи. С вещами у сына были сложные взаимоотношения. Он их, кидал, портил, ломал, терял и ронял сразу же, как переставал на них смотреть. Выпил сок - бросил пакет на пол.
Пока я смогла приучить к следующим вещам:
- - мусор мы выбрасываем в пакет;
- - одежду вешаем на крючок;
- - если мама сказала собрать игрушки в коробку, их надо собрать;
- - игрушки ломаются не сразу, а через 2-3 месяца игры;
- - грязное белье складываем в корзину.
Все пункты выполняются с напоминаниями, вытьем и шантажами, например так: "Вешай куртку, мой руки и иди кушать" в тот момент, когда сын голоден.
Но до сих пор, представления о порядке очень слабые. Грязные носки можно положить на обеденный стол, ни один фломастер не закрыт, а пластилин разбросан по полу.
Проблема в том, что:
- мама и папа - сами неаккуратные;
- в доме многовато вещей, их в принципе сложно убирать, но легко разбросать;
- мне лень месяцами ходить за сыном, постоянно контролируя его действия;
- сын придумывает кучу отмазок, например, налил воды в порошок для чистки ванны: "Не волнуйся, мы купим новый", т.к. ребенок у нас ЗРР, такие вещи трогают родителей и ему все сходит с рук.
Я решила начать решение этой проблемы с генеральной уборки и расхламления завалов...
Еще логопед-психолог, которая поставила нам сенсорную алалию, обратила внимание, что детям с дефицитом внимания нужна обедненная среда, не 100, а 2-3 игрушки в доступе. Излишек вещей мешает концентрироваться и превращает уборку в невыполнимую задачу.
3. Правильно и аккуратно питаться. Про правильно я уже писала.
Имея слабый желудок, сын предпочитает бутерброды и фастфуд. Приучение к диетической пище идет трудно. Хотя сын пользуется ложкой и вилкой, еда на тарелке часто прихватывается руками. Стол, пол и одежда, покрываются грязью.
Кроме того, в доме нет общего обеденного стола, есть только маленький столик сына.
Нам нужно выделить таки деньги на большой обеденный стол, и начинать с совместного приема пищи всей семьей.
4. Не смогла научить общаться детьми и правильно реагировать на конфликты.
Я много времени потратила на то, чтобы сын не безобразничал на площадке и умел говорить. Но этого оказалось недостаточно.
Год назад мой сын вообще не умел отвечать на вопросы, только сам просил, если ему что-нибудь было нужно. Сейчас он это умеет. Он дружелюбен к детям, хотя местами навязчив.
И, пока что речь не идет о диагнозе "мутизм", но моему ребенку явно трудно:
- обращаться с какими-либо словами к детям и соблюдать ритуалы знакомства и приветствия (обычно сын просто подходит к детям и молча начинает с ними играть);
- слушать, что говорят дети и правильно реагировать;
- одновременно слушать/говорить и делать что-либо;
- уходить от конфликтов , т.е. реагировать на слова, обозначающие границы: "Это наша горка", "не бери мою сестру за руку" и т.п.
Поэтому периодически сын получает по голове: залез на чужую горку, положил не тот листок, не в ту кучу, угнал чужую сестру и т.п.
Мы ходим к коммникативную группу и занимаемся дома, эффект есть, но пока небольшой, в виде отдельных правильных реплик.
5. Играть в ролевые игры с детьми. Здесь та же проблема. Мой ребенок не умеет строить отношения с людьми. Он прекрасно может играть в ролевую игру с сам с собой, придумывать реплики за всех героев. Но подстраиваться под других людей этот человек-оркестр не умеет. Сын периодически тянет меня за руку, приглашая в игру, но... дальше этого не идет. Мне предлагается просто сесть рядом, или подержать какой-нибудь предмет. Если играет с другими, сын постоянно нарушает правила и границы, плохо понимает, что от него хотят.
Я могу включить сына в свою игру, но требуется жестко обозначить словами правила и границы, как на занятии: "Это можно. Это нельзя. Прыжок на месте - попытка улететь". Мы на пару месяцев забросили наши занятия из-за плотного графика. Сейчас, когда мы вошли в график, мы вернемся к играм.
6. Качаться на качелях. Признаюсь честно, здесь просто сачканула, когда я качаю ребенка - я отдыхаю и слушаю музыку. Поэтому самостоятельно качаться мой ребенок не научился.
7. Сморкаться. Это пытались сделать я и логопед. Тщетно, ребенок так и не научился выдыхать носом лишнюю слизь. Такой простой навык, но ... не умеет.
Кроме пункта 4 и возможно 5 (которые вообще проблема для РАС), это мои недоработки, которые я наметила себе на ближайшее время. Проблема в том, что большинство этих навыков требуют много времени и не залезают в наш плотный график. Сейчас мы все время либо вне дома, либо дома с температурой, кашлем, соплями или поносом и сил у меня остается на самый минимимум.
ЗЫ: на вопросы отвечу, очень тяжело болели, времени не и сил не было.