Найти тему
Вести образования

Как гаджеты помогают взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка

Сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которые исследовали влияние экранного времени на результаты развития детей, выяснили, что российские дети в возрасте 5-6 лет проводят с гаджетами в среднем от 20 до 40 часов в неделю.

Опросы проводили среди 1000 дошкольников и их родителей, рассказала на первом международном онлайн-симпозиуме памяти психолога Л.С. Выготского Екатерина Рыбакова, основатель Фонда «Университет детства», сооснователь Рыбаков Фонда.

На симпозиуме были представлены результаты масштабного исследования о влиянии гаджетов на эмоциональное развитие детей 5–6 лет, а также на развитие фонематического слуха и регуляторных функций.

В первой группе изучали эмоциональное развитие детей.

Выяснилось, что у детей, которые проводят с гаджетами до одного часа в день, эмоциональное развитие значительно выше, чем у тех, кто тратит на это более одного часа в день. Также у последних ярче выражена общая тревожность.

Но при этом, они лучше распознают некоторые эмоции по лицевой экспрессии, потому что хорошо выбирали фотографии, которые изображали детей в том или ином эмоциональном состоянии.

Другая группа детей прошла оценку фонематического слуха – дважды, с перерывом в один календарный год.

В краткосрочном эффекте пассивное экранное время (просмотр видео, мультиков) негативно влияет на способности ребенка обрабатывать вербальную информацию. А активное экранное время (игры, образовательные приложения и т.д.) не представляет значимой угрозы для развития фонематического слуха.

В долгосрочном эффекте опасения не подтвердились.

Также анализировали группы детей, которые пользуются гаджетами каждый день, через день, по выходным и раз в неделю. У последних более высокие показатели по методикам, оценивающие регуляторные функции.

«Принципиально важна роль взрослого человека при взаимодействии ребенка с гаджетом, – считает Екатерина Рыбакова, – именно взрослый помогает выбрать правильные мобильные приложения, игры или мультфильмы, тот контент, который будет не только интересным, но и развивающим для ребенка. Тем самым гаджеты помогут взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка, о которой говорил выдающийся ученый Лев Выготский».