Найти тему
SpaceForYou

Российско-китайский CR929. Стоит ли его ждать?

История проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального CR929 началась в 2014 году после визита президента РФ в Китай. Тогда на высшем уровне было подписано соглашение по которому обе страны обязались объединить условия для того, чтобы создать CR929.

Вопрос кооперации всецело понятен. Россия не имела ресурсов и рынка для создания этого самолета, а Китай не имел технологии, но имел много денег.

Проектное задание самолета сводилось к тому, что он сможет брать на борт от 230 до 320 пассажиров и доставлять их на расстояние от 10-14 т.км.

Концепт
Концепт

Далее стороны договорились, что финансирование проекта составит $20 млрд., а расходы будут поделены между странами пополам.

В 2018 эскизный проект был согласован и работа над самолетом закипела. Вроде бы.

На деле, уже в 2018 году у партнеров возникли друг к другу серьезные вопросы, связанные с распределением будущих прибылей. Россия волне резонно решила, что раз проект совместный, то и прибыль стороны будут делить 50/50.

Но, "восток дело тонкое" и Китай решил, что прибыль от продаж в Китае должны на 100% оставаться у Поднебесной, продажи на территории РФ и остального мира великодушно отдали России.

Кабина пилотов
Кабина пилотов

Беда такой постановки вопроса заключается в том, что рынок дальнемагистральных лайнеров в России не насчитывает и 100 штук, а главные заказы самолет получит в Китае, где проживает 1,5 миллиарда человек. Доступ на внешние рынки в высокой вероятностью будет закрыт благодаря санкциям, набирающих обороты не только в сторону РФ, но и Китая.

И тут, обнаруживается, что совместно российско-китайский проект на деле построен целиком на российских технологиях. Поверьте, вторая экономика мира, имеющая ВВП в 3 трл. долларов (больше РФ в 10 раз) спокойно может профинансировать создание самолета стоимостью $20 млрд., тем более, что платеж будет растянут на 10 лет и без сторонних партнеров. Другое дело, что таких технологий Китай не имеет.

Китайцы пытались получить доступ к информации о композитном крыле, двигателях ПД-35, да и просто скомпоновать опыт производства широкофюзеляжных лайнеров (Ил-86/96), но но в этом не преуспели, поспешили обвинить партнера в "мелочности", однако из проекта CR929 не вышли.

Салон самолета. Макет представлен на МАКС-2019
Салон самолета. Макет представлен на МАКС-2019

В этом ключе, ответ на вопрос- стоит ли ждать CR929 звучит так- стоит, если Китай не найдет нового партнера или не создаст своих технологий, необходимых для создания самолета подобного класса.

Других партнеров Китай найдет вряд ли, а вот по своему собственному пути пойдет при любой возможности.

О том, что это наиболее вероятный вариант, говорят успехи Китая в проекте среднемагистрального Comac С919, а также информационный вакуум который окружает CR929 последние два года. (Последнее обновление статуса работ на сайте производителя ОАК датировано 2018).

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉