Вот схематично изображен подбоченившийся мужчина с ромбовидной головой, у него между ног падают капельки. Рисунки похожей тематики малюют школьники на стенах туалета. Если бы они интересовались археологией, то могли бы пояснить завучу, что символически изобразили оплодотворение земли. Я вот ничего не знаю, но интересуюсь, поэтому расспрашиваю сотрудницу музея. Разговор ведем о золотоордынской столице Новый Сарай.
- Что потрясает в Царевском городище, так это наличие канализации и водопровода. В Царицыне первый трубопровод появился в конце XIX века, - показывает сохранившиеся фрагменты трубы научный сотрудник отдела фондов Волгоградского областного краеведческого музея Анна Кривошеева. - В Сарае жили не только монголы, там были и русские кварталы. Там найдена сероглиняная посуда, она отличается от монгольской. Некоторые говорят, что русские были там рабами. Однако часто находят в их поселениях замочки. Рабам бы не давали закрывать свои помещения.
Есть предметы, предназначение которых специалисты до сих пор не могут понять. Например, сосуд с полой трубкой в центре, как у самовара. Но горло этого кувшина намертво закрыто крышкой. То есть что-то налить или насыпать в него можно, лишь перевернув кверху дном - там есть отверстие, горлышко внутренней трубки.
Что-то зеркала ничего не отражают. Я нахмурился, разглядывая артефакты. Ну еще бы, это же их тыльная сторона.
- Задник различным образом украшался. Вот карпы - это китайское или подражание китайскому. Разные благожелательные надписи. Часто зеркала находят в женских погребениях, но, наверняка, многие принадлежали мужчинам, потому что на них есть пожелания власти. Это прерогатива мужчин, - слышали бы суфражистки Анну в этот момент. - Есть растительные орнаменты. Зеркало вряд ли было очень дешевой вещью. У нас находят и сарматские зеркала, но они все деформированные. Скорее всего, это было ритуальное убийство. Было поверье, что всякий раз, когда вы смотрите в зеркало, вы оставляете в нем часть своей души. После смерти человека зеркало разбивали, чтобы вся душа могла уйти в мир мертвых. У нас до сих пор занавешивают зеркала, когда мертвый человек в доме.
- Видимо, сегодня после смерти человека нужно стереть его селфи, - я посчитал нужным сказать что-нибудь умное. Но сказал только это.
В музее лежит капитель византийской колонны. Что она делает в поволжских степях? Она была найдена у мечети. Использовалась как подставка под Коран.
Перейдем к одеянию. По небольшому клочку материи ученые смогли реконструировать внешний вид монголки.
- Химический анализ помог выяснить, что ткань была красного цвета, золотой нить был вышит дракон. У него было четыре когтя на лапе. Пять полагались царским особам, четыре - просто знатным. Все рисунки заполнены смыслами, - поясняет Кривошеева.
- Как погоны: кому четыре звезды, кому пять, - вновь встрял я, очевидно, больше думая о коньяке, нежели о мундире.
- Вот бока - женская шапка, напоминающая нам сапог, а на самом деле - голову птицы. Сверху вставляли перо. Полы халата - это якобы крылья. Было представление о том, что жизнь человеку дала птица. Так одевались знатные особы. Просто женщина не могла себе позволить такое количество шелка, - добавила сотрудница музея.
Читайте также: На Волге могла появиться южная столица России