Найти тему
Дурак на периферии

Изгнанные из ада

Новый роман Захара Прилепина, написанный за месяц, прочитывается за два дня, столь он увлекателен своей невыдуманностью и в то же время пристрастностью, все описываемое – еще живая рана не только для автора, но и для всех нас, но как хорошо, что она вышла в свет именно сейчас, в разгар идеологических баталий, чтобы послужить аргументом очевидца в пользу своей точки зрения. В отличие от остросатирического «Малинового пеликана» Владимира Войновича, описывающего украинские события последних пяти лет с либеральных позиций, критикуя российскую власть за великодержавные, имперские амбиции, «Некоторые не попадут в ад» - осторожная, но не менее мощная критика наших верхов, но уже за другое – за половинчатость решений, за лицемерие, за двойную игру.

Новый роман Прилепина – не столько о войне на Донбассе, сколько о том, как российская власть сдавала ДНР путем уступок Украине, путем давления на народную республику и иных грязных махинаций. Конечно, в книге есть и фронтовой быт, который, как мы знаем по «окопной прозе» не исчерпывается атаками и стрельбой, но включает в себя много разных факторов, среди них: отдых, разговоры обо всем, воспоминания и многое другое. Но все же главное в ней – описание подковерных интриг в Москве и в Донецке.

Автор назвал текст «романом-фантасмагорией», потому что, многое в нем – откровенные догадки, чего он и не скрывает, ибо не располагает фактами и документами. Другим такой роман о наболевшем просто не мог бы быть. Написан он хемингуэйевским репортерским стилем, иногда блистающим неожиданными сравнениями и метафорами, в общем – «по-прилепински», в чем-то даже лучше его первых трех романов, но хуже «Обители», которая не зря создавалась три с половиной года, ибо почти все в ней (кроме концепции) вычищено и мощно.

Многие страницы книги – вообще о жизни автора, его встречах с теми, кто были или стали его друзьями (Хаски, Кустурица, Михалков, Лимонов, а также ополченцы, выведенные под позывными именами), но его размышления о них, их беседы органично встроены в канву романа таким образом, что возникает впечатление, что вокруг Прилепина сложился костяк друзей и единомышленников, а другие люди для него – либо враги, либо попросту не существуют. Однако, к чести автора, выведшего всех под реальными именами, надо сказать, что он никого не поливает грязью, не осуждает, и в целом у книги – примиренческая интонация (хотя с теми, кто развязал войну, мира быть не может, и это правильно).

В романе нет описаний боев или бомбардировок просто потому, что, когда автор был там, действовали уже Минские соглашения и мерзкая ситуация «ни-войны-ни-мира», поэтому львиная доля диалогов – попытки героев (реальных людей) разобраться в конспирологически сложной ситуации, однако, у Прилепина, в отличие даже от Захарченко, никогда не было иллюзий (и книга это показывает) в отношении Москвы: Крым есть Крым, но сказать, что Донбасс наш, у нее нет ни смелости, ни желания, хотя все в ДНР этого ждали (по крайней мере, пока был жив ее глава).

Именно смерть «Бати», как его называли, оказывается ватерлинией, которая разделяет в общем то бодрую интонацию книги до этого момента и погребально-пессимистичную после. После его гибели, роман как-то скукоживается и неотвратимо стремится к концу, такое ощущение, что книгу писала сама жизнь, а не человек – с гибелью одного из главных героев она продолжаться не может. «Некоторые не попадут в ад» - документальный роман с авторскими допущениями, со смелыми предположениями, никак не подтвержденными фактами, но при этом основная его канва полностью на них основана.

В этом романе-фантасмагории есть и воспоминания, и сны, его временная вселенная нелинейна, настоящее смешивается с прошлым и даже будущим, которого еще нет, но тень его все время чувствуется (конец всего и вся в ДНР), одним словом, - это не последовательная темпоральность, своего рода реально бывшая галлюцинация, так все это неправдоподобно выглядит в XXI веке. Большое внимание автор уделяет информационному облаку, которое окутывает войну на Донбассе: масс-медиа, ТВ и Интернет действительно превращают реальную кровь и гибель живых людей в фарс, в посты пабликов, в разборки ботов, потому роман Прилепина так и важен, что он, как мечом рассекает туман СМИ и рассказывает то, очевидцем чего был автор.

Но парадоксально то, что даже такой реалист как Прилепин констатирует в целом постмодернистский тезис, что реальности сейчас нет, она порабощена виртуальностью, интертекстуальной сетью дискурсов, разговоров, проектов, конспирологических теорий, установить то, что реально было и есть, почти невозможно. И это горькая, но правда, и прекрасно, что автор это понимает. Истина испарилась из нашей реальности и найти ее можно теперь только по ту ее сторону, где нет лжи, никогда ее не было и не будет.

На это указывает прямые авторские размышления о Боге, Его воле и промысле, но лишь косвенно, по касательной, чтобы показать читателю, что в отличие от вязкой, ощутимой материальности вселенной его прошлых текстов, Богоприсутствия в книге «Некоторые не попадут в ад» почти нет. Этот роман действительно о тех, кто попадут не в ад, а к Богу, в реальность Богообщения – единственную подлинную реальность, потому что наш фейковый винегрет и есть этот ад, место неприсутствия Истины, которое станет за гробом еще кромешнее. Спасибо автору за надежду на то, что изгнанные из современного информационного ада, не вписавшиеся в него и поливаемые в нем грязью, особенно любимы Богом и войдут в общение с Ним просто потому, что Он Сам был таким же невписавшимся, проклинаемым и отверженным, как Араб, Граф, Тайсон. И как Батя.