Найти тему
ГодЛитературы

В помощь школьнику. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

Оглавление

2-я неделя декабря. Вчитываемся в произведение, которое не только побуждает юного читателя сопереживать живым и противоречивым героям, но и служит отличным учебником истории

Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской к 'Евгению Онегину' / Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год / evgenij-onegin.ru
Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской к 'Евгению Онегину' / Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг. Спб. Звенигородская 11. 1908 год / evgenij-onegin.ru

Текст: Ольга Разумихина

В прошлой статье, посвящённой роману в стихах «Евгений Онегин», мы рассматривали в основном сюжет — и, как водится, копались в характерах героев. Однако одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина примечательно не только увлекательным сюжетом, но и огромным количеством авторских размышлений. Такие участки текста, которые никак не влияют на происходящее с героями, но помогают глубже понять мнение повествователя, называются лирическими отступлениями. Вот одно из них — и вы наверняка его знаете, даже если читали «Онегина» по диагонали или, о ужас, не читали вообще:

-2

В помощь школьнику. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как роман воспитания

-3

Петровский замок — это то же самое, что Петровский путевой (подъездной) дворец, который возвели в конце XVIII века по распоряжению Екатерины II; он был размещён на въезде в Москву со стороны Петербурга, с тем чтобы императрица могла останавливаться и отдыхать там во время вояжей. На данный момент памятник архитектуры находится, конечно, не на въезде в город, а где-то посередине (ближе к метро «Динамо»): столица в последнее время разрослась.

Но, казалось бы, зачем рассказывать про этот замок читателю, которому не терпится узнать, чем закончится дело с Онегиным и Татьяной? Зачем вообще так пространно восхищаться то Москвой, то Петербургом, то женскими ножками, отвлекая людей от романтической интриги?

В XIX веке так думали многие, и Александр Сергеевич это понимал. Подобных читателей, не готовых к глубокому анализу прочитанного и берущих книгу в руки только ради развлечения, Пушкин изощрённо наказывал (выражаясь современным языком — троллил). Не случайно история Онегина заканчивается так:

-4

В помощь школьнику. 9 класс. Лирика А. С. Пушкина (1799—1837)

-5

Только представьте, какой шквал негодования вызвала такая развязка! Главный герой врывается в комнату возлюбленной — уже не порывистой девушки, а спокойной, статной, благоразумной жены видного человека; девушка эта уходит, и тут Онегин нос к носу сталкивается с мужем Татьяны… что же будет дальше? Может, генерал вызовет Евгения на дуэль? Или «всего-навсего» устроит незваному гостю, а заодно и молодой жене дикий скандал? Или распереживается, схватится за сердце и ляжет замертво?

Пушкин оставляет читателя додумать финал самому — и правильно делает. Ведь угодить всем невозможно, а раз так, стоит ли пытаться?

Не будем и мы негодовать, а лучше рассмотрим подробнее некоторые традиции и обычаи, которым следуют герои романа.

Светский этикет

-6

«Любимая, я в Пушкинских горах»

Понять тонкости взаимоотношений между персонажами довольно сложно, если не знать, каким был этикет в XIX веке. Вот, например: почему на балу, приуроченном к именинам Татьяны, Ленский вызывает Онегина на дуэль? Формальный повод, конечно, налицо: Онегин три раза подряд пригласил его невесту — Ольгу Ларину — на танец. Но, казалось бы, зачем же сразу стреляться? Неужели нельзя было ограничиться доверительным разговором?

Так вот: нельзя.

Во-первых, бал — событие особое, знаковое. Его нельзя было устроить «только для своих»: на подобное мероприятие следовало приглашать всю округу. А это значит, что прислуга должна была отдраить дом дочиста и приготовить самые изысканные блюда; также нужно было «выписать» музыкантов, подготовить новёхонькие наряды для всех членов семейства, расставить столы для карточных игр… в общем, удовольствие недешёвое, так что каждый день бал устраивать не станешь, да и каждый месяц тоже. Помните, отец Онегина «давал три бала ежегодно и промотался наконец»? Родитель Евгения, правда, устраивал вечера не в каком-то захолустном имении, а в самом Петербурге, где всё по умолчанию дорого и богато. Но он был и более обеспеченным, чем Ларин (как минимум поначалу).

Так или иначе, бал — явление редкое, так что возможностей потанцевать с Ольгой у Ленского было крайне мало. И вот — какой-то наглец отнимает у влюблённого юноши такое редкое счастье!

Во-вторых, бал был не просто очередным развлечением, а, как отметил Ю. М. Лотман, автор 470-страничного комментария к «Евгению Онегину», целым культурным феноменом; «областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта». То есть на любом танцевальном вечере, даже если дело происходило в деревенской местности, присутствовали «важные шишки». И не случайно Пушкин «выписывает» каждого героя, пришедшего на именины:

-7

В помощь школьнику. 9 класс. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (1824)

-8

Они, в свою очередь, не могли не обратить внимания на то, что девушка, уже давно всем известная как невеста Ленского, вволю танцует с другим. А важные шишки, как мы знаем по комедии «Горе от ума», никогда не прочь пустить какой-нибудь неприятный слух, да ещё и напридумывать лишнего. Так что смыть оскорбление было для Ленского делом чести.

Конечно, до боли обидно, что запальчивый Владимир вызывает друга на дуэль потому, что боится осуждения со стороны какого-то «толстого» Пустякова с «дородной» женой, а также карикатурного «владельца нищих мужиков» Гвоздина и, в довершение всего, «старого шута» Флянова. Но такова дворянская жизнь...

Дуэльный кодекс

-9

Связной во дворянстве. Юрий Лотман

Поединки между дворянами регламентировались не менее строго, чем балы. Тот же Ю. М. Лотман отмечает: «Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия „честь“ в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство».

Далее в комментарии к роману читаем: униженный дворянин мог охарактеризовать нанесённое ему оскорбление как незначительное, кровное или смертельное.

В первом случае для того, чтобы смыть позор, оскорблённому следовало всего лишь продемонстрировать бесстрашие. Дворянин бросал условную перчатку, стороны являлись на место дуэли, а затем секунданты помогали им примириться.

В случае «кровного» оскорбления дуэль заканчивалась при первом ранении, даже самом незначительном. И, наконец, смертельное оскорбление «смывалось» только в том случае, если один дворянин убивал другого.

-10

Осень. Болдино. Карантин

Владимир Ленский, как мы помним, никакой степени оскорбления не определял. Он поручил все организационные вопросы Зарецкому — человеку без каких-либо моральных принципов, охочего до хлеба и зрелищ. Окажись на его месте кто-нибудь другой — стороны бы помирились, и Онегин с Ленским ещё не раз вместе посетили бы усадьбу Лариных.

Но Зарецкий, во-первых, даже не попытался помирить приятелей; во-вторых, счёл то, что Онегин опоздал на дуэль и выбрал в качестве секунданта слугу, отягчающим обстоятельством; в-третьих, определил для бывших друзей слишком маленькое расстояние (Евгений и Владимир стрелялись с четырнадцати шагов).

Кто знает: может, если бы не такой «Зарецкий», то и сам Александр Сергеевич бы остался жив и здоров, повздорив с Жоржем Дантесом? Загуглив «список дуэлей Пушкина», можно увидеть, что большинство поединков, на которые вызывали поэта, были отменены стараниями его друзей. В остальных случаях дворяне стрелялись, но промахивались, и скорее всего нарочно.

Что до Жоржа Дантеса, он довольно долго питал неприязнь к Пушкину, причём взаимную. В свете ходили возмутительные слухи о том, что он якобы симпатизирует Наталье Николаевне — супруге поэта; Пушкин осыпал француза подозрениями и упрёками, а тот воспринимал это как оскорбление. Но разве слухи всегда оказываются правдой?..

-11

Интриги пушкинской поры. Н.Н.Гончарова

Кстати, за четыре месяца до рокового поединка Пушкин сам вызвал Дантеса на дуэль, но тот как раз сделал предложение сестре Натальи Николаевны, и будущие родственники решили не браться за оружие. Но, к сожалению, мир был недолгим…

Прочие интересные факты

Помимо сведений о балах и дуэлях, в романе есть ещё множество интересных подробностей, деталей и «пасхалок». Например, в перечне гостей, явившихся на именины к Татьяне, мы видим некоего Буянова, и автор называет его «двоюродным братом».

Современный читатель не обращает на это никакого внимания, а вот современники Александра Сергеевича хохотали от души. Дело в том, что у Пушкина был дядя — Василий Львович, который также писал стихи, а одним из самых знаменитых его произведений была поэма «Опасный сосед», и её главный герой носил фамилию Буянов. В романе же «Евгений Онегин» Буянов представлен как «ребёнок» Василия Львовича. А как назвать сына дяди, если не двоюродным братом?

-12

250 лет со дня рождения Василия Львовича Пушкина

Ирония Александра Сергеевича заключается ещё и в том, что Буянов у В. Л. Пушкина — редкостный мот и развратник, и поэма «Опасный сосед» описывает путешествие главного героя в публичный дом. Разве такого персонажа пустили бы в приличное общество?

Кстати, на том же балу присутствует «чета Скотининых» — неприкрытая отсылка к Фонвизину. Из реальных же персоналий в романе встречается друг Пушкина — Пётр Петрович Каверин, который якобы встречает Онегина в ресторане; упоминаются Державин, Языков и Баратынский, а в качестве эпиграфа к пятой главе выступает цитата из «Светланы» Жуковского.