Найти тему
Академия смысла

Мысли VS Чувства

Борьба мозга и сердца. Прекрасные порывы или трезвый расчет. Вулкан страстей или железная воля. Мы наблюдаем это противостояние внутри себя. Мы делим людей на тех, кто действует разумно, и тех, кто идет на поводу чувств. Почему их поведение так различно? И есть ли этому научное нейрофизиологическое объяснение?

Да, действительно, у людей, которые склонны сначала все обдумать, а уж потом действовать, активнее работает кора головного мозга. У более импульсивных людей – подкорка. Иван Петрович Павлов назвал эти два психотипа «мыслителями» и «художниками» соответственно.

«Мыслителям» комфортнее всего предаваться размышлениям, долго взвешивать «за» и «против», придумывать, сопоставлять.

У
«художников» над рассудочной корой доминируют эмоциональные подкорковые структуры. Именно здесь «живут» наши чувства, желания, переживания. Получается, что «художники» не просто испытывают те или иные эмоции, они буквально думают ими.

Впрочем, это не значит, что «мыслители» бесчувственны. Они тоже тревожатся! Но по другим поводам. Чаще всего их переживания надуманы и имеют мало общего с реальными внешними угрозами. Из-за того, что «мыслители» склонны подолгу обдумывать и рассуждать, они иногда не понимают собственных желаний. Они пытаются придумать их разумом, но ошибаются и расстраиваются.

«Художников» же призвать к рассудку и конструктивному решению проблемы затруднительно. Но это не значит, что они не понимают, что происходит. Понимают. Однако сильное желание подкорки не может перейти в осознанную стратегию.

Конечно, это грубое разделение людей на два типа. Все мы периодически ведем себя и как «художники», и как «мыслители». На самом деле наши эмоции живут не только в подкорке, а мысли – не только в коре. Более того, эмоции могут быть подкорковыми и корковыми, а еще правополушарными и левополушарными!

Нейробиолог Ричард Дэвидсон доказал, что кора так же включена в формирование наших эмоциональных состояний. Например, когда нам весело, у нас активизируются префронтальные зоны коры левого полушария, а когда мы грустим или боимся, – префронтальные зоны правого полушария.

Помимо этого, Дэвидсон выяснил, что «правополушарные» и «левополушарные» люди испытывают разные эмоции во время социального взаимодействия.

Те, у кого активнее левое полушарие, способны легко переключаться на другую деятельность, если рядом не оказывается собеседника. А люди с развитым правым полушарием тяжелее переносят одиночество.

Эта неготовность заменить взаимодействие с людьми на иную деятельность отличает третий психотип. Выдающийся психотерапевт Фредерик Перлз назвал таких людей «невротиками». Их характеризует острая необходимость в социализации, в общении, в определенном месте в иерархии.

За связи и отношения с другими людьми отвечает дефолт-система мозга. Именно она просчитывает иерархические расстановки и взаимное влияние друг на друга окружающих нас людей. Если «художниками» и «мыслителями» движут конкретные особенности мозга, то «невротик» зависит от своей социальной реальности.

Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать со всеми типами мышления, нужно учитывать не только вертикальные отношения структур мозга (коры и подкорки), но и горизонтальные взаимодействия, особенности больших полушарий мозга, а также работу дефолт-системы.

Например, общаясь с «мыслителем» (конструктором), не стоит забывать, что он может испытывать не менее насыщенные эмоции, чем «художник» (рефлектор). А эмоции «невротика» крепко связаны с его отношениями в социуме.

Какие плюсы и минусы есть у каждого типа мышления: конструкторов, центристов и рефлекторов? Из-за чего каждый из них ошибается? Можно ли нейтрализовать недостатки своего типа достоинствами других? В эпизоде из выпускного тренинга Маргариты Дьячковой, выпускницы всех трех курсов Академии, вы найдете ответы на эти вопросы:
https://youtu.be/zKWmw6bJ6vc

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.

и на нашем сайте.