Конспект конспекта!!!
Морфологию сказки писал 10. 3 критика от Эйхембаума до Жирмунского по возрастающей оценили его работу. Он брал готовый материал, а именно 100 волшебных сказок, в которых он выдел постоянные (действия=функции) и непостоянные (имена, названия).
Функций ограниченное количество.
7 типов персонажей: ГЕРОЙ, ЛОЖНЫЙ ГЕРОЙ, ВРЕДИТЕЛЬ, ДАРИТЕЛЬ, ПОМОЩНИК, ОТПРАВИТЕЛЬ, ПРИНЦЕСС\ЦАРЕВНА (вспоминаем "Конька-горбунка").
Характерен набор функций (31шт).
Авторская литература строится на фольклоре, поэтому все строится по структуре Проппа.
Морфология сказки была опубликована в 28 году, но признания не получил, забыт на 30 лет. Одна глава "Исторические корни ВС" была опубликована в 46 году. В чем причина единства разных народов? У всех есть обряд инициации и он во всех волшебных сказках всех народов.
Через 30 лет перевели на английский и это произвело эффект бомбы, потому что там искусство стало рассматриваться как знаковая система. Так же в 60-е вышла "Мифологика" Левистроса, в которой говорится, что Пропп первый.
Развернуто!!!
В 20 веке исследования русской мифологической школы продолжили такие филологи, как Пропп и Мелетинский).
Пропп видел в сказках упоминание о тотемических ритуалах инициации. Считал, что в сказках нет точного напоминания о какой-либо определенной стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.
Пропп описывает структуру волшебной скзки в культуре он выделяет 7 действующи постоянных лиц и 31 ф-цию. Герой атоганизт, даритель, помошник, невеста или ее отец и т.д. (бой, провакация, свадьба, поиск героя)
Вл. Як. Пропп - структурализм до структурализма (по методике), последователь мифологической школы (по материалам).
1895 - 1970 гг.
Жизнь - драма научной идеи. Выходец из немецкой семьи. Окончил историко-филолог. ф-т СПБ. Профессор, доктор наук, глава многих кафедр. Интерес к фольклору проявился еще в университете ("Проклятый дар - видеть форму"). Занимался репетиторством. Изучал сказки Афанасьева. Осенила идея - у сказок 1 композиция. Написал монографию "Поэтика сказок". Писал 10 лет. Самостоятельно. Показал ученым. Первым прочитал Эйхенбаум, потом Зеленин, Жирмунский. ("Это мы напечатем" - Ж.)
К началу 20 в. было собрано огромное кол-во материала. Пропп не занимался полевыми исследованиями. Материал - 100 сказок из сборника Афанасьева.
Рассмотрим волшебные сказки. Можно выделить постоянные и переменные величины. меняются: имена, названия, атрибуты.Не изменяются: действия. Для характеристики постоянной величины вводит понятие "функция" - поступок действ.лица с точки зрения его значимости для развития действия. Ограниченное кол-во. Функция м.б. с субъектом и объектом. Кол-во и последовательность ф-и одинакова, где бы сказки не записывались.
Ф-я похищения - похищает змей, вихрь. Кого - принцессу.
Последовательность одна и та же.
По функциям все персонажи делятся на 7 типов:
1. Герой
2. ложный герой
3. Вредитель
4. Даритель
5. Помощник
6. Отправитель
7. Принцесса //царевна
Для каждого действующего лица свой набор функций. Всего 31 ф-я. Пропп подробно все описывает.
1. Вредительство - похищение ч-ка, волшебного ср-ва, порча посева, подмена, убиение, каннибализм, угроза насильственного супружества.
2. Недостача.
3. Отправка героя - ликвидировать вредителя.
4. Первая ф-я дарителя: испытание, приветствие, выспрашивание, просьбы, возможность оказать услугу.
5. Реакция героя - выдерживает испытание.
6. Овладение волшебным средством.
7. Перемещение к месту назначения.
8. Борьба с вредителем.
9. Победа.
10. Отметка героя (выдран клок волос, шрам)
11. Ликвидация недостачи.
12. Возвращение героя.
13. Преследование героя.
14. Спасение героя.
15. Неузнанное прибытие
16. Притязания ложного героя
17. трудная задача.
18. Решение задачи
19. Узнавание героя (по отметке)
20. Обличение ложного героя.
21. трасфигурация
22. Наказание вредителя
23. Свадьба
24. Воцарение
и др...
Бывает повторение. Двух, трехходовые сказки (по кол-ву попыток).
Доминантные ф-и - 1,2,3.
Создают движение сказки.
Частотная функция - 12.
Обязательны- пространственные перемещения. Это - метафора жизненного пути.
Вся авторская лит-ра строится на фольклоре. Сюжет - соотносим с той структурой, кот. описал Пропп.
1928 г. - публикация "Морфологии сказки". без 1 главы.
1946 г. - доработана и вышла отдельной книгой "Исторические корни волшебной сказки". Цель - найти то, что вызвало к жизни волшебную сказку. Причина - в области ранней истории. Волшебная сказка лежит на основе определенного обряда и комплекса мифов. Обряд - инициация - посвящение ребенка во взрослую жизнь. Ряд испытаний. После прохождения - атрибут. Пир. Обретение нового соц.статуса. Образное представление о прохождении жизненного пути.
Научный труд не оценили. Прикрепили ярлык "Формалист". исследование забыли почти на 30 лет. Но Пропп усердно транслирует свои идеи на лекциях.
Через 30 лет книгу перевели на английский язык. Эффект бомбы. Все, что входило в науку - было уже у Проппа в 1928 г.
В 60-е годы вышли труды Клода и Леви-Стросса "Мифологики". Признали первенство научной идеи за Проппом.
Труды Проппа:
"Поэтика сказок"
"Русский героический эпос"
"Русские аграрные праздники"
"Поэтика фольклора"
"Проблемы комизма и смеха"