Найти тему
Издательство "Гангут"

56-футовые катера русских кораблей

Оглавление

56-футовый (справа) и 40-футовый паровые катера на борту эскадренного броненосца типа «Бородино»
56-футовый (справа) и 40-футовый паровые катера на борту эскадренного броненосца типа «Бородино»

Предыстория

В период между Русско-турецкой 1877–1878 и Русско-Японской 1904–1905 годов войнами немаловажной частью вооружения всех крупных боевых кораблей российского флота (как и других флотов мира) являлись судовые минные катера с торпедным или шестовым вооружением.
К середине
1880-х годов в русском флоте установившегося типа минных катеров еще не существовало, а все построенные на отечественных заводах или несколько приобретенных за границей опытных образцов не вполне соответствовали всем предъявленным к ним требованиям. Поэтому вполне понятен повышенный интерес Морского министерства России к минным катерам, принятым на вооружение кораблей флотов основных морских держав, и в особенности к новым разработкам в этом направлении.
В Великобритании в начале
1880-х годов наиболее совершенными из таких катеров являлись 56-футовые (17,07-метровые) деревянные минные катера. В 1882 году по заказу России на заводе «Messers. J.S. White & C°. Ltd» (далее — Уайта) был построен катер «Бунчук» (водоизмещение — 11,5 т; длина по ватерлинии — 17,07 м, ширина с обшивкой — 2,9 м, осадка — 1,52 м, мощность паровой машины — 120 и. л. с.; скорость — 13,1 уз) как прогулочный для членов семьи российского императора.

14 мая 1884 года морской агент в Великобритании капитан 1 ранга В. М. Линден доложил в Санкт-Петербург о предложении упомянутой английской фирмы построить для русского флота за 3600 ф. ст. бездейдвудный минный катер со скоростью 14 уз, длиной 17,07 и шириной 2,74 м, корпусом с деревянной двойной обшивкой (внутренней — диагональной, наружной — продольной) и четырьмя стальными водонепроницаемыми переборками (для лучшего противодействия вибрации).
Это предложение рассматривалось на заседании Кораблестроительного отдела Морского технического комитета (КО МТК) под председательством генерал-майора О. О. Пельцига
15 января 1885 года при решении вопроса о снабжении минными катерами черноморских броненосцев «Екатерина II», «Синоп» и «Чесма». Правда, первоначально на нем обсудили испытания приобретенного в прошлом году у завода Уайта 48-футового катера и построенных в том же 1884 году заводом АО «В. Крейтон и К°» («Wm. Crichton & C°») в Або (ныне Турку, Финляндия) 37- и 42-футовых катеров.

56-футовый катер завода «Messers. J.S. White & C°. Ltd» одного из английских кораблей
56-футовый катер завода «Messers. J.S. White & C°. Ltd» одного из английских кораблей

После сравнения элементов имеющихся и перспективных катеров вице-адмирал К. П. Пилкин высказал мнение, что наиболее быстроходные
56-футовые катера менее всего удовлетворяют судовой службе, а наиболее подходящими для черноморских броненосцев являются 42-футовые, так как для службы на волнении они по сравнению с 37-футовыми более закрыты. Но состоявшееся немного позднее в том же
1885 году Кронштадтское общее собрание флагманов и капитанов пришло к выводу, что при выборе типа минных катеров для новых броненосцев необходимо главным образом обращать внимание именно на скорость хода.
Согласно этому решению очередное заседание КО МТК признало наилучшим вариантом для черноморских броненосцев 56-футовый бездейдвудный катер завода Уайта. На возражения, что при их размещении на этих броненосцах ввиду своих размеров они будут мешать стрельбе из орудий главного калибра, Пилкин ответил, что этому не следует придавать значения, так как катера могут держаться при стрельбе на воде. В результате
26 ноября 1885 года последовало распоряжение управляющего Морским министерством вице-адмирала
И. А. Шестакова иметь 56-футовые катера.

Впрочем, уже
22 мая 1886 года главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал А. А. Пещуров предложил повременить с заказом этих катеров, так как их подъем и спуск на воду из-за размеров и большой массы будет очень затруднителен.
А. А. Пещурова поддержал и МТК, получивший к тому времени данные о результатах испытаний двух новых 48-футовых минных катеров, построенных по типу уайтовских заводом Крейтона для полуброненосного фрегата «Дмитрий Донской».
В решении МТК указывалось:
«Если будет установлено, что 56-футовые катера мешают стрельбе броненосцев, то лучше принять 48-футовые минные катера…».
В итоге вице-адмирала И. А. Шестаков принял окончательное решение заказать для указанных трех черноморских броненосцев 48-футовые бездейдвудные катера системы Уайта по образцу имеющихся, но с условием, чтобы скорость их хода с установленным минным вооружением была не менее 12 уз.
Впоследствии при исполнении этого заказа и корректировке проекта крейтоновских 48-футовых катеров получился довольно удачный 50-футовый минный катер, который пошел в большую серию. Появление же в составе русского флота 56-футовых катеров отсрочилось более чем на десять лет, и нужно заметить, что связано оно было с повторной попыткой снабдить черноморские броненосцы типа «Екатерина II» минными катерами.

56-футовый катер постройки завода «Thames Iron Works and Shipbuilding C°»
56-футовый катер постройки завода «Thames Iron Works and Shipbuilding C°»

В 1887 году эти корабли получили на вооружение по два 50-футовых катера постройки Крейтона, но уже спустя три года их по решению вице-адмирала И. А. Шестакова от 4 февраля 1890 года сняли с броненосцев и впоследствии отправили в Санкт-Петербург.
Спустя десять лет новый главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Н. В. Копытов стал ходатайствовать о постройке быстроходных минных катеров для тех же трех броненосцев. Для этой цели в смете Морского министерства на
1897 год было выделено 15 тыс. руб., а в смете следующего года — еще 60 тыс. руб. (из расчета по 12 500 руб. за катер).
Первоначально МТК предложил построить для броненосцев 47-футовые катера по новому проекту завода Крейтона. Но уже
3 октября 1897 года при докладе Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) об этих планах управляющему Морским министерством вице-адмиралу П. П. Тыртову тот высказал мнение, что означенные минные катера следует построить такими, какими снабжаются английские броненосцы, а именно 56-футовыми массой по 12 т и скоростью 14 уз. Причем этот вопрос МТК надлежало рассмотреть в ближайшее время и доложить ему. В свою очередь Комитет запросил вице-адмирала Н. В. Копытова о возможности размещения на броненосцах таких катеров, а ГУКиС (по приказу вице-адмирала П. П. Тыртова) — русского морского агента в Великобритании, чтобы тот сообщил данные о стоимости, вооружении и массе, а также сроке изготовления заводом Уайта 56-футового катера, аналогичного тем, что заказывались для британских кораблей. Кроме того, ГУКиС поинтересовался у МТК, не требуются ли технические условия при заказе.

16 декабря 1897 года морской агент капитан 1 ранга И. К. Григорович отправил из Лондона в Главное управление чертежи и спецификацию деревянных минных катеров нового типа длиной 56 футов, водоизмещением 17 т и скоростью 14,6 уз, строившихся на верфи «Темзенской железоделательной и кораблестроительной компании» («Thames Iron Works and Shipbuilding C°») в Орчард-Ярде (Блекволл) для броненосцев и крейсеров 1-го класса английского флота.
При рассмотрении в начале
января 1898 года полученной документации в КО МТК особое внимание обращалось на несоответствие вооружения английских катеров принятым в России: на русских торпеды выпускались из трубчатых выбрасывающих торпедных аппаратов — на британских они cбрасывались из бортовых решеток.
Именно размещение этого вооружения и вызвало возражения МТК вследствие предположения, что на волнении эти решетки будут подвергаться частым сильным ударам волн и выходить из строя. Замена их носовым торпедным аппаратом представлялась затруднительной, так как в этом случае пришлось бы устанавливать его на носовой рубке, а другого места для рулевого и установки 47-мм пушки на катерах этого типа не предусматривалось.
В результате МТК принял компромиссное решение: заказать в Англии опытный образец минного катера и испытать его с принятым в русском флоте носовым торпедным аппаратом и в случае положительных результатов начать серийную постройку таких катеров в России. Одновременно было предложено также приобрести и комплекты бортовых торпедных решеток, отложив окончательный выбор вооружения до завершения испытаний катеров.

Вид сбоку и план верхней палубы катера постройки английского завода «Thames Iron Works and Shipbuilding C°»
Вид сбоку и план верхней палубы катера постройки английского завода «Thames Iron Works and Shipbuilding C°»

Минные катера крейсера «Громобой»


15 января 1898 года
управляющий Морским министерством
вице-адмирал П. П. Тыртов приказал заказать два 56-футовых катера, одновременно распорядившись снабдить ими, вместо планировавшихся ранее 50-футовых катеров Крейтона, броненосцы «Пересвет», «Ослябя» и крейсер «Громобой», правда, с оговоркой
«если будут найдены места для их размещения».
При этом вооружение минными катерами черноморских броненосцев уже не рассматривалось. В первую очередь снабжение 56-футовыми катерами касалось строившихся балтийских броненосцев «Пересвет» и «Ослябя», которые уже успели получить по одному 50-футовому минному катеру Крейтона из числа тех, что сняли с черноморских броненосцев еще в
1890 году.
Поэтому МТК после рассмотрения чертежей общего расположения броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» признал целесообразным вооружить каждый из них по одному 50- и 56-футовому минному катеру с обязательным условием подъема их шлюпбалками (в Великобритании они поднимались и спускались на воду с помощью стрел на мачтах).
Эти два 56-футовых катера, по типу предназначавшихся для английского флота, и были заказаны для двух указанных броненосцев на основании отношения Отдела сооружений ГУКиС от
31 марта 1898 года. Контракт на их постройку был заключен 3/15 июля того же года с «Thames Iron Works and Shipbuilding C°». Стоимость каждого катера при условии достижения ими 14-узловой скорости оценивалась в 2409 ф. ст. 19 пен. со сроком поставки к 15 октября 1898 года. Строились они под наблюдением капитана 1 ранга И. К. Григоровича.

Их вооружение состояло из 47-мм пушки Гочкиса в носовой части и трехлинейного (7,62-мм) пулемета Максим на кормовой рубке, а также двух комплектов сбрасывающих аппаратов для 381-мм (15-дюймовых) укороченных мин (торпед) Уайтхеда. Отдельно по 375 ф. ст. за комплект были заказаны 40-см прожекторы с динамо-машинами.
По спецификации катера имели водоизмещение 15 т, наибольшую длину 17,07 м (56 футов), ширину 2,97 м и глубину трюма 1,4 м. Их деревянные корпуса с набором из ильма и английского дуба, внутренней диагональной и наружной продольной обшивками разделялись четырьмя водонепроницаемыми переборками.
В качестве главных механизмов на каждом из них устанавливалась вертикальная двухцилиндровая паровая машина компаунд (диаметр цилиндров высокого и низкого давления — 203 мм и 406 мм; ход поршня в 229 мм) с конденсатором поверхностного охлаждения и паровой водотрубный котел «Thames Iron Works». Снабжение катеров также включало четыре помпы.

Крейсер I ранга «Громобой» во время перехода с Балтики на Дальний Восток
Крейсер I ранга «Громобой» во время перехода с Балтики на Дальний Восток

Готовые катера испытывались 11/23 июня 1899 года в реке Темзе и показали прекрасные мореходные качества. Первый из них (под литерой «А») развил скорость 14,799 уз, при мощности машины 210,86 и.л.с.,
554 об/мин гребного вала и рабочем давлении пара в котле
12,3–12,66 кгс/см2 ; второй (под литерой «В») — соответственно:
14,792 уз, 219,86 и.л.с., 534 об/мин и 13,22 кгс/см2 .
Механизмы на полном ходу действовали исправно, исключая замеченный стук в цилиндрах низкого давления по причине слабости поршневых пружин. После исправления катера
16 июня повторно прошли испытания уже без замечаний. В августе того же года оба катера на борту парохода доставили в Санкт-Петербург.
В
октябре 1899 года после установки пулемета на кормовой рубке и торпедного аппарата вместо 47-мм орудия была проведена первая серия испытаний 56-футового катера, предназначавшегося для броненосца «Пересвет».
Наличие не предусмотренного проектом носового аппарата увеличило осадку катера носом на 0,23 м. При ветре в 4–5 баллов он хорошо слушался руля, но сильно потерял в остойчивости (при поворотах кренился до планширя), а максимальная скорость уменьшилась на узел. В связи с этим на заседании в МТК
2 ноября посчитали необходимым отказаться от отечественного варианта минного вооружения (с носовым аппаратом) для этих катеров.

Однако, учитывая, что при постройке на их палубах были предусмотрены гнезда и обухи для бортовых сбрасывающих аппаратов английского образца, а сами они, доставленные из Лондона, уже находились в С.-Петербурге, МТК решил испытать их на одном из катеров в первой половине кампании
1900 года при Минном отряде.
4 декабря 1899 года вице-адмирал П. П. Тыртов приказал построенные в Англии 56-футовые катера назначить на крейсер «Громобой», а каждый из броненосцев «Пересвет» и «Ослябя» снабдить двумя 50-футовыми катерами.
В свою очередь главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров
17 мая 1900 года распорядился создать специальную комиссию для освидетельствования и приемки этих катеров в казну, относительно которых Механический отдел МТК спустя менее месяца
(
9 июня) высказался, что не видит к этому препятствий.

Минный катер крейсера «Громобой», разбитый во время боя с японскими кораблями
1 августа 1904 года
Минный катер крейсера «Громобой», разбитый во время боя с японскими кораблями 1 августа 1904 года

9 сентября 1900 года прошли испытания одного из катеров (первоначально предназначался для броненосца «Ослябя») крейсера «Громобой», вооруженного бортовыми решетками, показавшего прекрасные мореходные качества, а работу его паровой машины признали удобной и послушной в управлении. При рабочем давлении пара в котле в 10,55 кгс/см2 и 480 об/мин гребного вала катер уверенно держал скорость в 12,5 уз.
При этом особое внимание обращалось на главное преимущество подобных катеров: их машинно-кочегарное отделение было полностью закрыто от попадания воды на волнении. В тот же день (
9 сентября) произвели и несколько выстрелов торпедами с бортовых решетчатых аппаратов, причем никаких неисправностей не отмечалось.
Основным же препятствием для приема катеров оказалась слабость их конструкции. Так, после 36-го выстрела из 47-мм пушки, установленной на носовой рубке, оказались погнутыми стальные кницы в рубке под орудием, а несколько заклепок — срезанными. При повторных же стрельбах
17 октября того же года началось отделение палубы от бимсов уже на 30-м выстреле.

И только после установки дополнительных бимсов и пиллерсов состоявшиеся
28 октября пробные стрельбы прошли успешно: в ходе произведенных 100 выстрелах при различных курсовых углах и возвышении ствола повреждений не оказалось.
11 января 1901 года после всестороннего осмотра катеров специальная комиссия под председательством капитана 2 ранга В. Ф. Пономарева 1-го пришла к заключению перебрать их механизмы, так как они поступили на крейсер «Громобой» в запущенном виде, а также сделать дополнительные крепления под носовой рубкой катера, предназначавшегося первоначально для броненосца «Пересвет».
После выполнения небольшого ремонта катера были приняты на вооружение крейсера.
В ходе Русско-японской войны во время походов Владивостокского отряда крейсеров в
1904 году они использовались для доставки призовых партий на задержанные японские суда и осмотра в поисках контрабанды коммерческих судов нейтральных государств.
Во время Фузанского боя
1 августа 1904 года катера были выведены из строя японскими снарядами и осколками...

© А. А. Смолин
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №97/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut