И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок
(Прит.24:32)
Можем ли мы позволить себе жить так, словно никогда не было у нас Заболоцкого?
А ведь позволили. Позволяем. Так и живем…
И литературе, и жизни учит нас сам Господь… Судьба – есть Урок. Творчество – производная от судьбы, - результат постижения, усвоения Урока. Нет, и не было у нас в России писателя Господнему уроку не внявшего, урока этого не усвоившего.
Но урок судьбы и творчества русского писателя должен быть усвоен и поколениями. Урок Пушкина, и урок Лермонтова, урок Достоевского и урок Толстого. Урок Бунина… Урок Заболоцкого… Великий Урок Русской Литературы.
Было бы слишком просто свести урок Заболоцкого лишь к преодолению судьбы. Хотя преодоление это в судьбе Заболоцкого – очевидно. Очевидна и сущность преодоления. Он «не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады. Как истинный художник, он владел этим инстинктом истины, этим тактом действительности, который на "здесь" указывал ему, как на источник и горя, и утешения, и заставлял искать целения в той же существенности, где постигла его болезнь. И, право, в этой силе, опирающейся на внутреннем богатстве своей натуры, более веры в Промысл и оправдания путей его, чем во всех заоблачных порываниях мечтательного романтизма». Это пишет Белинский о Пушкине. Это урок, прожитый и подтвержденный Заболоцким.
Нет! Поэзия ставит преграды//Нашим выдумкам, ибо она//Не для тех, кто, играя в шарады,//Надевает колпак колдуна.//(«Читая стихи». 1948).
Это пишет создатель волшебно-загадочных «Столбцов», чей художественный мир исполнен такой метафорической образной силы, равной которой в поэзии двадцатого века, пожалуй, и не сыскать. У Достоевского на каторге было Евангелие, у Заболоцкого – томики Тютчева и Баратынского. И там, и там основой преодоления стало Слово. «Словом о полку Игореве…», поэтическим его переложением, и возвратился Заболоцкий в поэзию после молчания. И не было никакого испуга, страха, слома и, как следствие, пересмотра творческих позиций. Не было. Что же было? Логика судьбы. Преодоление. Путь. Вектор… И, - творческая декларация возвращения, - «Слепой» (1946) напрямую принимается от стихотворения «Соловей» (1939). Русская Поэзия никогда не была, да, и никогда не будет, только текстом. Русская поэзия всегда – больше явленных и запечатленных строк и строф; больше – своей Божественной основой. Отсюда и невыразимое счастье, и невыносимая, разрывающая душу, горечь русских поэтических строк. И в «Соловье», и в «Слепом» прочитывается моление Спасителя о Чаше: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. (Лук.22:42).
И все-таки главное - не сам урок. Главное - это постижение урока, результат постижения – Творчество. Ни будь творчества, что толку в уроке? Уроки чичибабиных и бродских может и поучительны, да только к чему они, если их тексты остались лишь текстами.
Что для нас, русских, Заболоцкий? Заболоцкий – это Мироздание (Здание Мира – так даже точнее для него) отраженное в Сознании, постигнутое Мыслью и запечатленное Словом. Что такое художественный мир Заболоцкого – это мир, в котором, как и у Бога, – все и вся живы: и камень и звезда, и дерево и травинка, и Пушкин и Хлебников, и душа… и даже мертвая плоть по Заболоцкому служит новым формам жизни. Заболоцкий – это и художественное чудо «Столбцов», а чудо в России - всегда загадка. Но не забава. У нас Слово забавой быть не может, не тот масштаб. Косноязычие бытия и времени в городских Столбцах и Столбцы сельского мира, где люди, животные, космос и земля суть – одно, единое, - Природа. И – природа как таковая, - сернурская, уржумская, таруская – Русская, в классическом, ее, природы, для русского творчества понимании: «нет никакой отдельной от нас природы!», во всем ее живом существе; природа живая и живущая общим с человеческим и животным и небесным миром бытием – «пастухи, животные, ангелы» (последний перед смертью набросок). Заболоцкий - это Речь. Русская Речь. Это возможность русской речи и ее путь, трудный путь от стихии «нестройного урагана» до музыки, до стиха. Заболоцкий - это Труд постижения мира и бытия от становящегося хаоса до прозрачной ясности осмысленного творения…
Заболоцкий - это Поэзия.
Кто он Николай Алексеевич Заболоцкий? Пишут, был похож на бухгалтера… А по мне – он солдат, русский солдат и умный и смекалистый с хитринкой, и отважный. Почему он такой? Да потому, что знает – смерти нет. А Честь, Родина – есть. Заболоцкий – рядовой Русской Поэзии. Вот и представим теперь что это за Армия, в которой служат Такие Рядовые…
Солдат за солдатом – отколь они берутся? Известно, бабушка, отвечал один, солдат солдата родит! ( Владимир Даль)…
Вот так – автор «Слова о полку…», Баратынский, Тютчев, Заболоцкий - солдат к солдату, плечо к плечу – линия обороны…