Постепенно интересующихся темой внедорожных мото становится все больше. Мотокросс, как более спортивная дисциплина, пользуется все-таки меньшим спросом, а вот эндуро, который по характеру ближе к любительским покатушкам, вызывает активный интерес. Тенденция растущей популярности связана с появлением на рынке доступной азиатской техники – качество таких мотоциклов может и не дотягивать до соревновательной техники, но вполне удовлетворяет потребности рядового обывателя.
Спрос рождает предложение
Закономерно, что с ростом количества желающих покататься, увеличилось число прокатов. Преимущественно это прокаты без обучения, то есть максимум, что объясняют клиенту – как тронуться и как поехать. Лучший вариант для человека без опыта – это компания, которая себя позиционирует в 2-х направлениях – мотошкола и прокат. Это означает, что вы получите базовые навыки внедорожного вождения под присмотром инструктора и сможете в дальнейшем кататься в свое удовольствие. Когда вам просто выдают мотоцикл, и вы остаетесь предоставлены сами себе – это вариант-печаль. Без наставника новичок, даже поехав, не сможет получить от техники максимум кайфа.
Далее мы будем говорить об обычных прокатах внедорожных мотоциклов. Премиум прокаты – тема отдельная, их не трогаем.
Как отличить качественный эндуро прокат от шараш-гаража?
Вы случайно наткнулись на рекламу в соцсетях или же поисковая система выдала подборку по целенаправленному запросу. Как отличить нормальный прокат от сомнительной конторы.
Признак №1: чужой контент и «пыль в глаза»
Мотошколы размещают в аккаунтах свои фото и видео отчеты – «мы потренили», «наши на соревнованиях», «совместные покатушки с крутым/известным райдером».
Насторожить должна страничка с обилием явно чужого контента – видео со звездами Суперкросса, грудастые мадамы в стрингах, куча приколов из серии «epic fail», которые вы уже неоднократно видели в лентах… Такой контент рассчитывается на привлечение массовых подписок, но не на целевую аудиторию. Подход к сервису будет таким же – кричащая реклама, а по факту – обнять и плакать.
Не верьте, что нулевого «нуба» сразу выпустят на кроссовую трассу и расскажут секрет разрывных прыжков. На первом занятии новичок летит чаще через руль, а не «коронку». С опытными спортсменами вы сразу катать тоже не будете – никто не захочет об вас «спотыкаться».
Признак №2: питбайки вместо кроссовых и эндуро мото
Ключевым моментом здесь является диаметр колес. Если в предлагаемой вам технике колеса менее 21 и 18 дюймов – перед вами мототехника именуемая питбайк. Согласиться на такой вариант можно при условии, что вы не претендуете на маршрут сложнее, чем супер лайт (исключительно фан покатушки), ваш вес не превышает 55 кг, а рост – 169 см.
Для людей выше и тяжелее питбайк уже не вариант – слабый двигатель не позволит разогнаться, маленькие колеса даже на безобидной кочке или колее обеспечат курву, подвески работать не будут из-за нагрузки, а сидеть вы будете как цирковой медведь. Удовольствие крайне сомнительное.
Признак №3: соблюдение сезонных трендов
Если круглогодично крутится одна и таже реклама без скидок на смену погоды за окном, значит бюджет был единовременно вбухан в 1 видео, блогера или приглашенную MX звезду, на чем собственно прокатчики и успокоились.
У внедорожных мотоциклов есть свои сезонные фишки, которые должны иметь место для качественного проката. Например, «мы переобулись на шипы», или «похолодало, надеваем на руль муфты-варежки», на зиму строят ледовые трассы или организуют зимние маршруты. Если этого не наблюдается, прокат назвать качественным нельзя.
Признак №4: разрешают езду без сопровождения
Одиночные поездки в лес на любом виде техники – это всегда потенциальный риск. Райдер может заблудиться, упасть и травмироваться, мотоцикл может заглохнуть, сломаться – да что угодно. Нельзя, чтобы человек остался в трудную минуту без помощи. Смартфоны на холоде быстро разряжаются, а в оврагах связь в принципе может не ловить. Отправляясь без гида в лес на мотоцикле, вы рискуете получить неприятности. Если вас отпускают на все 4 стороны, лишь бы вы платили, - владельцам конторы явно на вас «всё равно».
Признак №5: сдают мотоцикл на 30 минут, 1 час
Практика Мотобаза.ру в Жостово показала, что если процесс организуется по всем правилам, с инструктажами, экипировкой и подписанием документов, то нужно минимум 2 академических часа. Подробно о тайминге мы уже писали здесь. Если вас убеждают, что вы уложитесь в меньший отрезок времени, то либо на какой-то пункт организации забивается, либо по факту вы покатаетесь меньше, чем предполагали.
Допустим, вы забронировали себе 1 час покатух. Приезд, знакомство с тренером, выдача и подбор экипировки, инструктаж по ТБ – все это включено в тайминг и будет отнимать драгоценные минуты фактического катания на мото. Мы не рассматриваем сейчас совсем убитые варианты, когда вам тупо тычут пальцем в мото, который можно взять, и делайте с ним что хотите.
Если вы опоздали, то при кратковременном прокате придется ждать другую сессию. Исключение составит разве что мало востребованная контора, где нет трафика и по сути все равно, когда вы фактически явитесь.
При 2-часовом абонементе ваше опоздание на 10-15 минут не будет критичным, вы успеете и переодеться, и покататься. Это особенно важно, если вы новичок или вообще впервые воспользовались мотопрокатом. А вот если бронь была в 30 минут, то фактически вы сможете рядом с мотоциклом разве что рядом постоять.
Признак №6: депозиты, залоги, компенсации простоя
В принципе, сама идея залога не криминальная, но она указывает на то, что любая поломка нанесет арендодателю весомый дискомфорт. Нормальный пункт проката не потребует оставлять в залог паспорт (что есть незаконно) или другие документы, ценные вещи. Ваши паспортные данные и телефон прописываются в договоре, сверяются и визируются подписью.
- Компенсация в случае повреждения внешних деталей – это нормально;
- за внутренние поломки ответственность уже несет владелец и его ремонтная бригада;
- а вот требовать с клиента оплаты простоя, пока деталь идет со стран Азии – это откровенная обдираловка!
Всегда внимательно читайте договор аренды. Чтобы не подмахивать документы в спешке, приезжайте за 10 минут до оговоренного времени.
Признак №7: количество персонала и инфраструктура
Хороший мотопрокат – это команда специалистов, где каждый занят своим делом. Есть администратор, помощники, которые подскажут, как правильно надеть экип и куда идти, механики и тренеры. Когда перед вами взмыленный человек-оркестр, пытающийся совладать со всеми функциями в одного, внимания вы получите минимально.
Также важно, чтобы мотошкола или прокат располагались в стационарных помещениях с четким распределением зон: администрация, зона ожидания, раздевалки, душевые (высший пилотаж – с горячей водой круглый год), технический парк, сопутствующая инфраструктура, где может комфортно провести время группа сопровождения клиента. Если перед вами гараж, где все в куче – запчасти, экип, мотоциклы, ваши вещи будут висеть на ржавом гвоздике, а переодеваетесь вы, прыгая на одной ноге, между тренером-механиком и местным любимцем Жучкой, то о качестве услуг можно только мечтать. Еще одна разновидность полевых прокатов – бивуак с шатром на краю карьера. Летом еще может зайти, но в межсезонье и зимой – удовольствие для буквально отмороженных мазохистов.
Важно: при записи у вас должны выяснить первичные данные – сколько человек поедут, рост, вес, размер одежды и обуви, уровень навыка вождения. Это нужно для организации процесса, чтобы всем хватило мотоциклов, экипировки и инструкторов для сопровождения.
Признак №8: удаленность от Москвы менее 20 км
Тут все просто: чем ближе к столице, тем плотнее застройки и больше территорий в категории «частная собственность», «сельхоз назначение», «промзоны», «лесопарк» - то есть мест, где вас с мотоциклом априори быть не должно. Вы автоматом попадаете под штраф, который оплатите из своего кармана. Кататься на внедорожных мото можно только на территориях «лесфонда». Такие участки еще остались близко от МКАД, но их крайне мало, а проложить там приличные по протяженности маршруты практически нереально из-за прилегающих территорий с плотной застройкой.
Наша Мотобаза расположена в уникальном месте: территория прилегает к Мосводоканалу и застройка там запрещена законодательно. При этом мы находимся близко от города. Уединенность территории обеспечивает отсутствие крупных автотрасс, потому туристов и отдыхающих в округе мало, мы можем спокойно гонять без опасений потревожить обывателей, их детей и питомцев.
Признак №9: скрытые дополнительные платежи
Тут часто страдают любители акций, скидок и купонаторов типа Биглион. Могут случаться «подставы с оговорочками» по всем фронтам – от времени действия скидки до дополнительных условий по оплате. Польстившись на предложение стоимостью около 1500 рублей/час, люди приезжают, подписывают договор на прокат идут получать экип. Дальше начинается «цирк с конями» - из экипа им выдают шлем с перчатками, а вот мотоботы (которые обязательны!) надо арендовать отдельно. Потом может выясниться, что человек не может нормально ехать, требуется помощь инструктора – это тоже платно. В итоге может набежать сумма, превышающая потолок по Москве. Арендодатель ссылается на мелкий шрифт и ссылки со звездочками в объявлении, вы себя чувствуете идиотом, потому что, оставшись без помощи, разбили мотоцикл и теперь должны оплатить ремонт. Вообще, в данном секторе скидки более 10% и буквально на ровном месте должны насторожить – нормальный бизнес в убыток себе не работает. Наша политика скидок подробно расписывалась в отдельной статье, на Мотобаза.ру сюрпризов не будет гарантировано.
Признак №10: не полный комплект экипировки, безразмерные вещи
Качественный мотопрокат располагает большим размерным рядом для каждого наименования составляющих. Комплект экипировки для внедорожных мотоциклов – это:
- джерси и мотоштаны;
- шлем и маска;
- мотоботы;
- защита корпуса, шеи;
- наколенники, защита локтей;
- перчатки.
Все эти вещи, во-первых, должны соответствовать сезону: например, на холодное время года маска должна быть с двойным стеклом, против запотевания, перчатки теплые, к мотоботам выдаются непромокаемые носочки, дождевики, теплая балаклава под шлем. Во-вторых, они должны быть вам по размеру. Если на ваш 38-й размер ноги приносят мотоботы 48-го – лучше от проката отказаться.
Признак №11: бряцание регалиями или полное отсутствие информации и тренерах
В мире спорта очень много зависит от личности и тренерских навыков конкретного человека. Открыть прокат или мотошколу могут как безымянные дельцы, так и спортсмены, успешно участвующие в гонках. Если в аккаунте или на сайте упор сделан на «улетность и божественность» конкретных персоналий, то это полбеды. Да, не каждый чемпион может также успешно тренировать как гоняет, но у него есть хотя бы понимание технических навыков и зачатки методических основ (хотя бы скопирует своего тренера). А вот если прокат открыли исключительно ради денег и отследить историю личностей тренирующего состава нереально, стоит серьезно задуматься о последствиях.
Признак №12: угроза сделать из вас чемпиона мира и посадить на крутейший KTM
На прокатных мотоциклах можно успешно освоить любительский уровень, чтобы соревноваться в классе «Хобби» с такими же энтузиастами. Все, что серьезнее, уже подразумевает собственную мототехнику, доработанную и допиленную под конкретного райдера и его навыки. Даже если ваш наставник титулованный, заслуженный и кубки его ставить некуда, летать аки звезда FMX с бекфлипами и разрывными на прокатном мото вы не будете.
Еще один повод насторожиться – вам с ходу вручают крутой KTM в 300сс, или другой мощный мотоцикл. Даже сильный новичок не совладает с таким агрегатом – это раз, то есть вы заведомо обречены на травму и выплату компенсации на ремонт. Второе – возможно от австрийца по факту только рама, а то и просто наклейка.
Если же прокат позиционирует себя как премиумный и реально предлагает в аренду брендовую технику, ее ценник будет отличаться от рядовых услуг по городу в 2-3 раза.
Признак №13: нет нормальной информации, нет обратной связи
Причем ни на сайте, ни в соцсетях и по телефону выжать подробности невозможно. Все фразы обтекаемые, вы хотите предварительно посмотреть трассы, маршруты, а вам талдычат «приезжайте», «на сайте все есть» (а там ни фига)… То есть вы получите «кота в мешке» и отсутствие клиентоориентированности.
Другая крайность – не спрашивают о ваших впечатлениях. Нормальная мотошкола или мотопрокат всегда поинтересуется впечатлениями клиента, обсудят возможность дальнейшей связи и коммерческих предложений.
Вместо заключения
Вот такая чертова дюжина признаков неблагонадежных мотопрокатов собрана на опыте Мотобаза.ру. Если вы сталкивались с чем-то подобным или можете дополнить список, будем рады обсудить в комментариях.