Для многих далеких от истории религии людей является открытием, что зороастризм и огнепоклонничество не являются тождественными понятиями.
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.
Примером может служить храм Солнца, построенный в Азербайджане - Храм Гарни (сейчас находится на территории современной Армении)!
По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Иерархия огней приводится в Ясне 17 и Бундахишне:
· Березасаванг (Высокоспасительный) — горящий перед Ахура-Маздой в раю.
· Вохуфриян (Благодружественный) — горящий в телах людей и животных.
· Урвазишт (Приятственнейший) — горящий в растениях.
· Вазишт (Действеннейший) — огонь молнии.
· Спаништ (Святейший) — обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
В исполнении религиозных церемоний огонь является наиболее важным фактором. Несмотря на то, что огонь долгое время был важен в жизни и ритуалах индоевропейских народов, Заратустра придал ему новое религиозно-духовное значение. В понимании Зороастра огонь-это живой символ чистоты и нравственности.
Существует 3 рода священного огня.
1.Первый из их и наиболее важный — священный огонь Бахрам, который состоит из 16 видов пламени и которому воздаются особого рода почести и молитвы. Входить в место, где горит этот огонь, может лишь достойнейший из священнослужителей.
2. Следующий из видов огня — это огонь «Азаран», чуть менее почитаем, службу у этого огня могут вести мобеды.
3. Последний из видов огня «Дадгах» может быть передан служителем любому зороастрийцу для установления дома.
Зороастризм на протяжение большого времени был основной религией, распространенной на обширной территории Азербайджана. Восходит к первому тысячелетию до нашей эры, и по меньшей мере тысячу лет оставался доминирующей религией.
По материалам Бойс Мери. Зороастрийская вера в период поздней античности; Зороастризм. Перевод Ферейдун Вахман. Тегеран: Фонд культуры Ирана, 1969.