Найти в Дзене
ЛИТИНТЕРЕС

Странный совет русского педагога XIX века: "Надо затруднить доступ ребенка к книге"

Оглавление

Чем он аргументирован?

Сто с лишним лет назад в России тоже бурно обсуждались взаимоотношения детей и книг. Но если сейчас в центре внимания спор о том, как именно детей приучить к чтению, то раньше акценты были другими. Педагогов волновало - а то ли ребенок читает, что нужно?

Имелось в виду, что детей не худо бы увлечь классикой в тогдашнем понимании. А разного рода Жюли Верны и прочие Стивенсоны только все портят.

Для нас сегодня это звучит очень странно, но дело доходило до того, что всерьез звучал совет - ограничьте детям доступ к книгам!

Мы думаем, что нашим читателям интересно будет познакомиться с некоторыми выдержками из доклада русского педагога Елизаветы Тихеевой. Доклад этот был сделан 11 марта 1897 г.

Елизавета Ивановна Тихеева
Елизавета Ивановна Тихеева

Тезис первый: бесконтрольное чтение - зло

"Возраст от 12 до 15 лет самый опасный в смысле успешного развития зла, причиняемого бесконтрольным чтением. Это возраст, когда дети, вообще любят читать, читают с наибольшим рвением; притом это тот переходный от детства к юношеству возраст, в котором все западающие в душу семена пускают особенно глубокие корни.

К этому времени ребенок обыкновенно окончательно освобождается от контроля над его чтением семьи, к его услугам являются библиотеки, и он начинает чувствовать себя вполне на свободе. Как же он пользуется этой свободой? Запросы в этом отношении среднего ребенка уже определились. Они сводятся к тому, чтобы иметь чтение, дающее пищу его требующему все большего раздражения воображению, чтение, доставляющее те сладостные минуты волнения и ожидания, которые испытываешь, задавая себе вопросы: "Ах, что будет дальше? Чем-то все это кончится?"

Тезис второй: ребенок в любом произведении успешно пропускает все самое полезное

"Начинает ребенок знакомиться с Гоголем. Прежде всего он хватается за "Вечера на хуторе близь Диканьки", за "Вия", "Ночь перед Рождеством" и пр. О вреде этого чтения для детей распространять-ся не приходится. Но ведь в повестях этих есть чудные страницы,одни из таких перлов русской литературы, на которых и следует развиваться литературным вкусам ребенка. А между тем эти-то страницы и остаются незамеченными, сплошь и рядом не оставляют никакого следа в сознании самостоятельно читающего ребенка".

Тезис третий: отберите у детей всю развлекаловку и дайте им Шиллера

"Надо значительно урезать число вращающихся в дет-ских руках сказок, изгнать всю литературу, не имеющую другого raison d’ˆetre, как занять, бесцельно развлечь детей, надо значительно сократить число фигурирующих в школьной программе томов Ж. Верна, Г. Эмара и с их легкой руки донельзя расплодившихся авторов, и надо сделать роль, которую играют в библиотеке этой Пушкин и Гоголь, Гете и Шиллер, словом, писатели, составляющие славу и красу нашей и иностранной литературы, более почетной и осмысленной. Надо постараться вернуть книге то уважение, которое она в последнее время утратила в глазах детей. Для этого надо затруднить доступ ребенка к книге. Пусть у него лучше будет одна книга, которую он полюбит, прочтет несколько раз, к которой вернется в минуты уныния и скуки, чем 10 книг, которые он прочтет и забудет или поверхностно перелистает; пусть читает он как мож-но меньше, но читает лишь то, в чем принимает участие его ум и суждение, что способствует расцвету всех его лучших сторон человеческого духа".

-3

Сурово, не правда ли? Кстати, Елизавета Тихеева - это ни много ни мало один из столпов ранней советской дошкольной педагогики, она закладывала ее основы в Ленинграде.

А может быть, Тихеева права? Или ее рецепт - это прямой путь к принципиальному отказу детей от чтения как такового? Как бы вы посоветовали привлекать школьников к чтению классики?