Найти тему
rockanews

Великие и неталантливые группы

Могут ли настоящие рок-музыканты не писать своих песен.

И могут ли такие группы иметь приставку rock. Таким вопросом задался в разговоре с корреспондентом Kerrang! фронтмен американской хэви-металической группы Trivium.

Matt Heafy предпочитает сочинять рок в группе
Matt Heafy предпочитает сочинять рок в группе

Мэтт Хифи (Matt Heafy) считает, что рок должна делать группа, а не приглашенный авторы, или того хуже команда композиторов. С этим не поспоришь, ведь самые великие, эталонные (rock)группы прославились строго на своем материале. Но все мы знаем, что примерно до середины 60-х прошлого столетия, ситуация выглядела совсем иначе.

The Beatles и Rolling Stones начинали, как исполнители чужих перлов, не говоря уже о самом короле Элвисе. Ровно в середине 60-х группа The Who кардинально изменила ситуацию дебютировав с альбомом, в котором большинство песен вышло из под собственного пера. "My Generation" - отправная точка метаморфозы "beat-music in rock" с остросоциальным контекстом и тотальным "дестроем", закончившимся панк-революцией.

Битлз, когда начали себя ассоциировать со словом rock, то уже концертов не давали, а это уже не полноценная рок-группа, а студийные проект. Да и рок-музыкой психоделические экперименты назвать сложно. В культурном плане они оказали сильный эффект на последующее развитие жанра, но без рилли-тру-рок-бендс - эффект сошел бы на нет.

Нельзя сказать, что композиторы-песенники ушли в небытие, с появлением рок-н-ролльной шпаны. Этим необразованным, неотесанным, эгоистичным, музыкальным паразитам после лево-радикальной Парижской весны 1968 года, поставившей под угрозу существование мира чистогана, просто разрешили нести свою незамысловатую правду в массы. Пришло время выпустить пар. Пускай уж молодежь ходит на концерты, а не оккупирует площади. Если кто-то считает, что начало золотого периода рок-музыки просто совпало с этим знаковым событием, то может и дальше находится в своем заблуждении.

Музыкантам по-прежнему приходилось искать благословения звукозаписывающих лейблов. В этом плане ничего не поменялось. Студийные боссы решали кому петь, а кому сочинять. Пришла пора говорить с аудиторией на их же языке? Пожалуйста, только продюсера мы вам сами подберем. Например, все канонические альбомы Queen продюсировал Рой Томас Бейкер, типичный студийный червь. Хотя в фильме мы видим обратное, Меркьюри и Ко просто переламывают через колено всех, кто пытался повлиять на их гениальное творчество.

Многие рок-группы не добились бы славы без твердой руки продюсера. Например, Nazareth без Роджера Гловера (Deep Purple), а T.Rex без Тони Висконти, Sweet, Suzi Quatro и Smokie без хитмейкерского дуэта Chinnichap, за которым стояли Ники Чинн и Майк Чэпмен. За именем продюсера Роджера Бейна (Rodger Bain) скрываются записные родоначальники хэви-метал Black Sabbath, Budgie и Judas Priest.

Продюсер Тони Висконти (второй слева) в студии с Марком Боланом (T.Rex)
Продюсер Тони Висконти (второй слева) в студии с Марком Боланом (T.Rex)

Так называемый мейнстрим рок всегда находился в крепких продюсерских объятьях. Это различная психоделия и прогрессив в лице Pink Floyd и King Crimson имели счастье творческой свободы, поскольку что-то исправлять в этих нотных дебрях - это только портить.

С другой стороны продюсинг, исполнение чужого и собственного материала - это взаимодополняющие культуры. Из среды музыкантов вышли талантливейшие продюсеры, например Jeff Lynne из ELO, который продюсировал альбомы Джорджа Харрисона, Пола Маккартни и Ринго Старра, Тома Петти, Роя Орбисона и нашей экс-соотечественницы Регины Спектор.

В любом случае утверждение Мэтта Хифи в начале нашего текста немного необъективное. Бывает, что и кавер-версия превосходит оригинал, как например в случае с известной песней "Love Hurts". В первоначальном исполнении The Everly Brothers (1960) это достаточно мажорная легкомысленная кантри-баллада.

До 1975 года песня пережила ещё одну версию в исполнении Роя Орбисона, но как и первый вариант она не снискала заметного успеха. И только с проникновенно режущим вокалом Дэна Маккаферти фронтмена Nazareth "Love Hurts" прозвучала на весь мир.

Кстати композиция написана классическим композитором-песенником Будло Брайантом (Boudleaux Bryant). И кто осмелится назвать вышеуказанные группы неталантливыми.