Сегодня о команде КАМАЗ МАСТЕР не знает только ленивый… Но легендарная команда возникла на КАМАЗе не на пустом месте, не сразу и не вдруг. Первые спортивные грузовые автомобили появились на КАМАЗе во второй половине 1970-х годов.
Вот как об этом рассказывает Кухаренко Юрий Алексеевич: «В окрасочной камере автомобильного завода случился пожар и два автомобиля КАМАЗ-5320 были частично повреждены (в основном, пострадали резино-технические изделия, пластик и окраска). После расследования было принято решение о списании указанных автомобилей и использования их в качестве опытных в автокроссах, которые в то время был очень популярны в СССР. Дорабатывали эти автомобили на автомобильном заводе работники БТК цеха комплектации и сдачи автомобилей Юрьев Александр Николаевич и Филиппов Виктор» (внизу на фотографии слева направо).
Просматривая фотографии с первомайских демонстраций увидел, что в праздничной колоне движутся спортивные грузовики управления главного конструктора КАМАЗа.
С этими спортивными грузовиками связано одно спортивное мероприятие, о котором не стоит забывать.
8 июля 1979 года в Набережных Челнах впервые (!) состоялся автокросс грузовых автомобилей. Автокросс был посвящен 60-летию комсомольской организации Татарии. Организаторами выступили комитет ДОСААФ города Набережные Челны и комитет ДОСААФ КАМАЗа. В автокроссе приняли участие спортсмены автосборочного завода, управления главного конструктора КАМАЗа, а также гонщики автотранспортного предприятия из города Барыш Ульяновской области и спортивного клуба армии города Куйбышева (ныне – Самара).
Внизу вы можете прочитать Положение о соревновании.
Внизу программа кросса, переданная в Музей КАМАЗа Афанасьевым Алексеем Алексеевичем.
Афанасьев Алексей Алексеевич приложил к программе свой рассказ. Представляю его вашему вниманию:
«В июле 1979 года в окрестностях Челнов состоялся первый автокросс на грузовых автомобилях КамАЗ. Первоначально, согласно утверждённого комитетами ДОСААФ города и КамАЗа «Положению о первом лично – командном ралли – кроссе, посвященному 60-летию Ленинского комсомола Татарии» горожанам предлагалось двухдневное небывалое зрелище, в том числе 7 июля – парад автомобилей участников по городу, спринт и ралли «Камские зори», а 8 июля – апофеоз – автомобильный кросс! Непосредственная подготовка соревнований возлагалась на спортивно-технический клуб «Спринтер» и СТК автосборочного завода. Судейство соревнований осуществляла главная судейская коллегия во главе с судьей Всесоюзной категории Дадаевым А.Н. (г. Рязань) (Примечание: в ноябре 2020 года Дадаеву Аркадию Николаевичу исполнилось 85 лет). Однако, как всегда, что-то пошло не так и программа соревнований была изменена (смотрите Программу автокросса выше.). Было решено 7-8 июля 1979 года провести только первый лично – командный автокросс, посвятив его 60-летию комсомола ТАССР. В соревнованиях приняли участие водители – испытатели управления главного конструктора КамАЗа, в том числе: кандидат в мастера спорта Чащин Александр, стартовый №91.
Перворазрядники: Крынкин Валерий, стартовый №89.
Чернухин Владимир, стартовый №90.
Третьеразрядник Мустафин И., стартовый №92. В классе ЗиЛ – 130 за команду УГК выступил кандидат в мастера спорта Николай Иванов, стартовый №93. От спортивно-технического клуба автосборочного завода, согласно программы соревнований, были заявлены: кандидат в мастера спорта Филиппов Виктор, стартовый №1, перворазрядники: Кашин А., Байдак Н, стартовые номера -? *второразрядники: Юрьев Александр, стартовый №4,
Репин Н., стартовый - ? (Примечание.*указанные в «программе...» стартовые номера участников не соответствовали фактическим. Кроме того, кто-то один из участников, обозначенных (?) не принял участие в гонке! Кто и почему – тайна, скрытая временем).
В последний момент прибыли спортсмены из г. Барыш, Ульяновской области, стартовавшие в классе автомобилей ЗИЛ-130- Колеганов (№118),
Николаев (№119),
а также гонщик из Новокуйбышева (№45), персональные данные которого время также стерла из моей памяти!
Всего в соревновании приняло участие 12 спортсменов, в том числе 8 - на автомобилях КамАЗ – 5320 и 4 – на ЗиЛ – 130.
Внизу на фотографии, переданной Музею КАМАЗа Станиславом Юрьевым, запечатлено построение участников за несколько минут до старта.
Статус соревнований – лично-командный. Экипаж – один водитель. Состав команды – два автомобиля одного класса. Участники соревнований кроме всего прочего, должны были иметь страховку на 1000 рублей, а также металлический браслет* с пластинкой, на которой гравировались ФИО, год рождения спортсмена, группа крови и резус фактор. (Примечание.*металлический браслет по тем временам – фишка автогонщика, повод покрасоваться перед девушками). Спортсмены выступали на серийно выпускаемых автомобилях КамАЗ – 5320 и ЗиЛ – 130, с небольшими доработками, которые должны были отвечать техническим требованиям Федерации автоспорта СССР. Допускалось применение различных средств, повышающих проходимость автомобилей, в частности «браслеты» на ведущих колёсах, «вездеходные» шины большего размера, дополнительные амортизаторы и фары. Для сохранения жизненного пространства для гонщика при опрокидывании автомобиля, за кабиной в платформе, устанавливалась предохранительная дуга, не допускающая смятия кабины «в лепёшку». Для ликвидации возможного возгорания автомобили комплектовались двумя огнетушителями. Трасса соревнований представляла собой замкнутое кольцо на пересечённой местности, с бродами и трамплинами, общей протяженностью 45 км. Длина одного круга составляла 3 км. На трассе находились члены судейской коллегии, которые фиксировали количество пройдённых участниками кругов, прохождения габаритных ворот, оценивали техническое состояние автомобилей и технику вождения. Несоблюдения установленных требований могло повлечь снятие гонщика с дистанции. (Примечание. В последнем заезде, за пару-тройку кругов до финиша автомобиля Александра Чащина (№91), после очередного прыжка на трамплине, произошёл сход со ступицы переднего левого колеса, при этом автомобиль продолжил гонку! Я, как председатель технической комиссии, должен был снять его с соревнований по причине технической неисправности! Но, учитывая резко возросшей эмоциональное возбуждение зрителей – болельщиков, а также то, что автомобиль сохранил управляемость (а значит, был относительно безопасен для зрителей), я этого не сделал! Грешен! Каюсь! Однако, главный судья был начеку и по «матюгальнику» потребовал от меня немедленно снять Чащина дистанции. Но пока я имитировал выброс красного флага, Александр благополучно финишировал в заезде, завоевав третье место в личном зачёте и первое – в командном!).
Более драматично завершились соревнования для Александра Юрьева (№4).
Его КамАЗ тоже не выдержал запредельных нагрузок и во втором заезде, он, что называется «растележился»: из-за обрыва правой цапфы среднего моста «потерял» оба колеса с тормозным барабаном, ступицей и полуосью в сборе. Во избежание заклинивания редуктора моста из-за утечки масла, Александр вынужден был прекратить гонку.
Пройдя по ссылке внизу вы можете посмотреть фотографии из личного архива Александра Юрьева, переданные в Музей КАМАЗа его сыном Станиславом Юрьевым -
https://vestikamaza.ru/posts/dariteli-muzeya-kamaza-stanislav-aleksandrovich-yuriev/
По результатам соревнований и в личном, и в командном зачёте первое место и весь пьедестал почёта заняли гонщики УГК – Крынкин Валерий, Чернухин Владимир, Чащин Александр!
Западная мода обливаться шампанским ещё не добралась до советских спортсменов, поэтому они скромно отмечали свою победу, демонстрируя зрителям почётные грамоты и завоеванные призы! За первое место стильный и дефицитнейший транзисторный радиоприемник рижского радиозавода «ВЭФ», стоимостью аж 93 рубля!*. (*Справка: Оклад бескатегорийного инженера – конструктора в 1979 году составлял 115 рублей). За 2-е место – предположительно – электробритва! За третье – самовар! Судя по фото наверху – на углях! (Примечание. Осталось загадкой – почему камазовцы выступали в, что называется, «гражданской» форме одежды, при наличии на заводе фирменных «комбезов» из джинсы, которые до настоящего времени используются в постановочных фото?) И к вопросу о дате «рождения« гоночной команды на КамАЗе! По моему мнению, ради исторической справедливости, воздания должного тем камазовским «хиппарям» - энтузиастам, рэперной вешкой в родословной заводского автоспорта следует считать 9 мая 1976 года, когда впервые спортсмены УГК КамАЗа приняли участие во Всесоюзном автокроссе, посвящённом Дню Победы, в городе Рязани. Не их вина, что в то время ни на КамАЗе, ни в Татарии, не появился Мессия автоспорта, обладающий мощной харизмой, с необходимыми административными и финансовыми ресурсами, личной заинтересованностью в создании прообраза нынешней «Синей армады», какими в последующем явились гендиректор КамАЗа Бех Н. И., директор НТЦ, «страстный и энергичный» Якубов С. С. , глава администрации Высокогорского района РТ Минниханов Р. Н. Стоит сказать, что первый камазовский автокросс в Набережных Челнах оказался и последним. Ибо после критической статьи в газете «Правда» в 1980 году «Почему грузовики летают?» автомобильный кросс на грузовых автомобилях в СССР канул в Лету. А до африканского дебюта КамАЗов оставалось ещё долгих 10 лет…»
На этом рассказ Афанасьева Алексея Алексеевича заканчивается.
Внизу вы можете прочитать статью из газеты «Знамя Коммунизма» от 11 июля 1979 года, посвящённую этому автокроссу.