Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.
ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ:
Всё таллиннское воздействие складывалось из множества одномоментных обстоятельств, Мы были молоды, подвижны и пытливы; место было необычное; люди собрались необыкновенные (Алиса, Объект Насмешек, ДДТ…). Бедная гостиница содрогалась от бурного наезда «оголтелых» рокеров. Там я впервые исполнил «Синоптиков» в качестве посвящения питерским музыкантам. Конечно, этот фестиваль был величайшим событием для нас. Кроме того, организация на высоком уровне, качественное оборудование (что само по себе было фантастическим явлением), атмосфера древнего города – это был неоценимый подарок судьбы, масштабность которого я продолжаю осознавать до сих пор.
Таллинский анабасис Наутилуса 1987 года – несомненно веха в истории группы. Впервые музыканты услышали себя на суперкачественном аппарате таллинского Горхолла. Впервые прозвучали «Синоптики». Впервые так близко к загнивающему Западу. Вы, конечно же, поймёте, с каким энтузиазмом я встретил предложение Дмитрия Елькина (лейбл «Полдень»), который предложил издать этот концерт с ремастированным звуком на виниловой пластинке. С Дмитрием мы сотрудничаем уже не впервой. Предыдущий наш релиз – переиздание альбома группы Ю-Питер «Имя рек» имел ряд недостатков, которых мы постарались избежать на этот раз.
Мрачно-романтический стриженный Бутусов (из каких-то совсем других времён), который выглядывал из темноты на фасаде компакт-диска «Подъёма» образца 1997 года издания от «Тутти-рекордс», не устраивал ни меня, ни самого Славу. А значит надо было искать оригинальные фото 1987 года с Таллинского концерта. Задача была непростая, так как, по утверждению организатора концерта Николая Мейнерта, официальных фотосъёмок в Горхолле в тот день не велось.
НИКОЛАЙ МЕЙНЕРТ:
Вы полагаете, таллиннская публика воодушевилась и вдохновилась? Ничего подобного. Интерес был так себе. Зрительный зал – далеко не заполненный, хотя настоящие типографские афиши, как и положено для официального концерта, пестрели по всему Таллину. Мне звонили друзья и знакомые с вопросом: «Что это такое ты там опять замутил? Стоит ли идти смотреть или ну их?» И это, примите, пожалуйста, во внимание, летом 1987 года, когда в Горхолле в одном концерты выступали «ДДТ», «Алиса» и Nautilus Pompilius! В престижном зале с хорошим звуком. Но избалованным таллинцам такой рок в тот момент показался не слишком интересным.
Ходили слухи, что у кого-то из Питера остались негативы любительской съёмки. Поиски были долгими, но к успеху не привели.
Тогда оставалось воспользоваться фотохроникой Юрия Чашкина, который снимал Нау на двух других концертах 1987 года – в Черноголовке и на легендарном Подольском фестивале. Я попросил Юрия выдать мне всё, что сохранилось, а сохранилось достаточное количество качественных снимков. Он с готовностью выложил и фото высокого разрешения, и полный каталог «контролек» - контактных отпечатков с плёнки.
ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ:
Тогда, в недавнем, но далёком времени - 1987, город Таллинн произвёл на меня ошеломляющее впечатление. Я по-настоящему пребывал в сказочном состоянии. Хотелось, чтобы эта нереальность продолжалась долго. Эта сказка настолько сильно вскружила голову, что по возвращении в Сверхжлобск (так называли тогда эстонские музыканты наш Свердловск), я почувствовал мощное похмелье, сопровождаемое тяжкой депрессией.
Не знаю почему, но меня совсем не вдохновили съёмки группы на сцене. Может потому, что они не складывались в красивую картинку, может, потому что были слишком затасканы и узнаваемы. Но одно фото меня заворожило – Алик Потапкин, с выпученными глазами указывал на нечто загадочное (находящееся за пределами кадра) Славе, а тот взирал на это с невозмутимостью Чингачгука. Происходящее в кадре было непонятным, но интригующим. В правой части исходного кадра, до того, как автор сделал ему обрезание, можно было увидеть чей-то косматый затылок и ухо Ильи Кормильцева, что никоим образом не добавляло смысла сюжету.
ДМИТРИЙ УМЕЦКИЙ:
Это был один из немногих случаев, когда мы не смогли продавить зал. Четыре тысячи мест были заполнены наполовину. Никто о нас в Эстонии ничего толком не знал, и заманить на наши концерты народ было не просто. Родители с детьми, бабушки с внуками. Все очень любезны и внимательны, но аудитория напомнила мне выездной урок в школе. Типа, посмотрите детишки, кто к нам приехал, мир многообразен. Но нам это было без разницы, мы просто тащились от звука и кайфовали сами по себе, устроили на сцене эдакий междусобойчик.
Я попытался представить, что же в этот момент могло случиться, и не заметил, как фантазия унесла меня в край сказочных персонажей и фантастических приключений. «Мультик», который получился в результате, очень понравился Бутусову, который по жизни был всегда неравнодушен к жанровой анимации и добротному сюру. Мне показалось, что моё наглое вторжение в историческое фото, вполне оправдано воспоминаниями о тех настроениях, которые вдохновляли нас в 80-е. Карамельные цвета и шрифты эпохи «new wave» придали композиции и свежесть и винтажность одновременно.
По договорённости с издателем я решил вложить в релиз скан оригинальной афиши того самого концерта. У двух участников издания эта афиша должна была сохраниться наверняка: у Николая Мейнерта и у Жени Гапеева, который правил звук для этого релиза. Гапеев пытался вспомнить, куда он мог её засунуть, а Мейнерт ждал карантинных послаблений, чтобы вернуться в Таллин и найти её. Спустя несколько месяцев оба нашли у себя афишу практически одновременно, но так как у Гапеева была возможность сделать копию на широкоформатном сканере, а у Мейнерта – нет, то в релиз войдёт скан Жениной афиши.
ДМИТРИЙ УМЕЦКИЙ:
Город прекрасен, условия проживания идеальные, но главное - зал! Таллинский Горхолл, тогда ещё имени Ленина. Великолепная акустика и дивный стационарный аппарат. Мы наконец-то услышали себя на сцене и поняли, как звучим на концертах. До этого мы работали на разном "железе", зачастую ужасном, но даже если оно было более или менее приличным, то мониторы под ногами не позволяли оценить всю полноту "картины". Мы насобачились работать вслепую, вглухую, вверх ногами и вниз головой. Но реальное понимание концертного звука пришло именно благодаря… /таллинским концертам/. Это был поворотный момент, вроде не особо заметный, но мне кажется, после него и Бутусов стал писать как-то по-другому. Не сразу. Любое влияние - процесс инерционный. Но музыка изменилась.
По моей просьбе Мейнерт написал статью о концерте, которую я вместе с коллективным фото группы разместил на обороте афиши. Кстати, о фото: оно было сделано в гримёрке Подольска, где Наутилус выступал без Потапкина. Чтобы исправить эту досадную историческую несправедливость, я добавил Алика в группу, воспользовавшись волшебной палочкой фотошопа.
Недолог тот час, когда «Подъём» разбудит спящих виниловых коллекционеров обновлённым звуком и развесёлыми картинками. Вот только жаль, что фотограф Юрий Чашкин, замечательные работы которого легли в основу оформления пластинки, уже никогда не сможет порадоваться вместе с нами – недавно он отправился фотографировать неведомые волшебные края откуда нет возврата.
Спасибо тебе, Юра!
Начало всего читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!