Найти тему
Александр Матусевич

Титан из Атлантиды

«Титан поневоле»
«Титан поневоле»

Арт-проект «Советской песни Атлантида» продолжает свой творческий бег.

Просветительский цикл концертов-рассказов о творчестве советских композиторов-песенников существует уже второй сезон, и ровно год – как он попал «под крыло» МХАТа имени Максима Горького, где обосновался на Третьей сцене театра.

Такое содружество стало возможным в свете произошедших в этой столичной институции изменений: после прихода на художественное руководство известного продюсера Эдуарда Боякова, сменившего основательницу театра и многолетнего лидера труппы Татьяну Доронину, МХАТ стремится обрести новое лицо и новое звучание.

Тематика вечеров, посвященных советской песне, при этом логично вписывается в концепцию театра, которая, при всех новациях и изменениях, сохраняет приверженность патриотическому направлению.

Название у проекта очень меткое: советская эпоха канула в лету, канула, судя по всему, безвозвратно, но цивилизация, существовавшая по историческим меркам не так уж и долго, воистину – атлантовского размаха. По проектности своей реализации, по масштабам свершений, по влиянию на судьбы народов, непосредственно в нее вовлеченных, а также на судьбы всего мира, по противоречивому отношению к ней – и в период ее существования, и по окончании оного – советская эпоха явление, безусловно, беспрецедентное и уникальное.

Феномен советской песни – яркое тому доказательство и проявление: ничего подобного более нигде в мире создано не было.

С одной стороны, советская песня глубоко укоренена в традициях русского песенного творчества, между ними существовала живая и непосредственная связь, с другой, это явление, сильно отличающееся от русской народной песни и городского фольклора дореволюционного времени, его своеобразие и самобытность, его тематика и пафос, его эстетические принципы прямо вытекают из того социального проекта, что реализовывался в нашей стране на протяжении 20 века.

«Титан поневоле»
«Титан поневоле»

По своему интонационному строю, по своему мироощущению подобная музыка могла сложиться только в социалистическом обществе – с его исчезновением ушла и советская песня. Ведь мелодические композиции, связанные истоками с русским мелосом, с городским фольклором, пишутся и сегодня, однако мы четко ощущаем, что они – не советские по духу.

Советская эра породила целую плеяду композиторов-песенников, щедро наделенных мелодическим даром и нутром угадавших востребованную интонацию того времени – «эпохи свершений и открытий». Арт-проект уже посвящал свои программы таким именам как Борис Мокроусов, Аркадий Островский, Анатолий Лепин, Эдуард Колмановский, Валерий Зубков. Героем ноябрьской программы стал композитор особый: многолетний кормчий советской музыкальной культуры Тихон Николаевич Хренников.

Более сложной фигуры для объективного рассказа найти для проекта, пожалуй, было невозможно. Оценки деятельности и творчества Тихона Хренникова сегодня столь же полярны, как и оценки советской эпохи как таковой.

Автор восьми опер, пяти балетов, трех симфоний и девяти инструментальных концертов Хренников прославился и запомнился прежде всего своими песнями и киномузыкой, хотя сам себя песенником не считал, а в первую очередь – композитором серьезного академического толка.

За 43 года его правления на посту первого секретаря Союза композиторов СССР случились две масштабные, всесоюзного размаха «проработки» коллег за не вполне советскую по духу и форме музыку, но при этом, в отличие от других творческих союзов, – не было ни одной фатальной потери: композиторы, «отклонявшиеся от генеральной линии», счастливо избежали крайних форм репрессий при Сталине и тотального неисполнения их музыки в более поздние периоды.

Искренне не любивший модернизм во всех его проявлениях, писавший всю жизнь музыку мелодичную, ясную и простую, Тихон Хренников не закрыл дорогу ни одному творцу от эстетической парадигмы, к которой у него душа не лежала, хотя по праву большого начальника вполне мог бы это делать. Более того, продвигал и заботился о соперниках, ибо был рачительным хозяином, а композиторский союз воспринимал своим крепким крестьянским умом как свое родное хозяйство, а уж сколько сделал на ниве облагодетельствования композиторов (и творческого, и экономического, и бытового) – не счесть.

Но, конечно, гладким его правление не было и быть не могло: была и жесткая критика его учителя Виссариона Шебалина и поставившего ему за дипломную симфонию оценку «хорошо» Сергея Прокофьева на знаменитом «разносе» 1948 года, была и печально знаменитая опальная «хренниковская семерка»…

Обо всем об этом деликатно, но правдиво поведала на вечере куратор проекта музыковед и музыкальный критик Екатерина Кретова: ее увлекательный рассказ, полный точного и афористичного слова, эскизно, но очень взвешенно обрисовал и эпоху Хренникова, и его музыку, и его личность.

Верная интонация, найденная Кретовой, бегущая и слащавого возвеличивания, и неуместного обеления, и обвинительного прокурорского надрыва, и снобистской ухмылки, взвешенно аналитическая, но не сухо музыковедческая, не лишенная и личностного отношения к герою, с первых минут настроила на тональность объективного восприятия.

Екатерина Кретова
Екатерина Кретова

Рассказ перемежался видеокадрами интервью самого композитора, цитированием ключевых документов эпохи (например, знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки» или постановления о композиторах-формалистах), лирическими зарисовками из жизни семьи Хренникова.

Ну а музыка Тихона Николаевича, обильно звучавшая в памятный вечер, сказала все сама за себя – светлая и радостная, узнаваемая с первого такта, она недвусмысленно говорила о том, каким на самом деле человеком был ее создатель.

Свою программу Кретова и ее автор композитор Игорь Зубков назвали «Титан поневоле», верно подметив, скольким в творческом плане пришлось пожертвовать Хренникову, многие годы сосредотачиваясь на организационной работе. И, тем не менее, несмотря на колоссальное нетворческое напряжение и драматические коллизии биографии – ведь его взлет на вершину административной пирамиды случился в роковом 1948-м, а падение в не менее фатальном 1991-м – судьба даровала Хренникову долгую, почти столетнюю жизнь и щедрый мелодический дар, не покидавший его до самого конца.

«Титан поневоле»
«Титан поневоле»

В программе вечера прозвучало более двух десятков хренниковских песен – лирических и задорных, мечтательных и юмористичных, размеренных и динамичных: все они буквально источали позитив и созидательную энергетику – без преувеличения все они могут быть названы гениальными.

Их с видимым и слышимым удовольствием исполнили певцы Оксана Костецкая, Кристина Пробст, Евгения Глейберман, Юрий Мазихин, Александр Сутормин, студенты-гитисовцы мастерской Дмитрия Белова, которым аккомпанировал инструментальный ансамбль «Атлантида» в составе – Игорь Зубков (клавиши), Игорь Бурилич (контрабас), Ринат Нурмухамедов (гитара), Илья Ягода (барабаны), Андрей Костин (скрипка) и Екатерина Кретова (стринг-синтезатор).

1 декабря 2020 г., "Новости классической музыки"