Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Писатель-фантаст Станислав Лем и одно его предсказание

Оглавление

"Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхлебывают кашу".

Станислав Лем

Станислав Лем
Станислав Лем

Станислава Лема мы с детства знаем как писателя-фантаста. Давно читали его "Возвращение со звезд", "Солярис", "Эдем" . Сегодня можем лишь напеть..., как там у Роберта Рождественского: "Где-то далеко, в памяти моей идут грибные дожди..."

Но годы летят, как птицы, и те события, что с нами происходят, все больше ассоциируются с мыслями Лема о будущем. И сегодня этот польский писатель все больше предстает как философ, футуролог.

Достаточно задуматься над такой его фразой: "Все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие". Как-то очень похоже на угрозы сегодняшней эпидемии.

В Берлине, в феврале 1983 года Лему был 61 год. Там (замечу, не на родине), он написал свою знаменитую автобиографию. Несколько страниц, которые можно перечитывать много раз, ведь вопросов о нашем времени возникает все больше...

Я подумал об интервью со Станиславом Лемом (когда-то я этим часто занимался). Ответы писателя я взял из его автобиографии "Моя жизнь". Такой подход помогает лучше разобраться в том, как складывалось его мировоззрение, как он писал романы, как находил сюжеты.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

Импровизированное интервью со Станиславом Лемом спустя 37 лет после написания автобиографии "Моя жизнь"

Читатель: -На Вас повлияли рассказы отца. Какой запомнился?

Станислав Лем: -...Из его рассказов я знаю, что по меньшей мере однажды его как офицера, а значит, классового врага должны были поставить к стенке. Спасся он по чистой случайности: когда его уже вели на расстрел по улице какого-то украинского местечка, его заметил и узнал еврейский парикмахер из Львова; тот брил самого коменданта города и имел свободный доступ к нему. Благодаря этому отца (который, впрочем, тогда не успел ещё стать моим отцом) освободили, и он вернулся во Львов к своей невесте.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

-Что читали в детстве?

-Я был пожирателем книг. Я читал всё, что попадало мне в руки: шедевры национальной поэзии, романы, научно-популярные книжки.

-Когда Вы поняли что будете писателем?

...-Когда я взялся писать «Высокий Замок», я начал подозревать, что моя судьба, то есть моё писательское призвание, уже таилась во мне, когда я разглядывал скелеты, галактики в астрономических атласах, реконструкции чудовищных ящеров мезозоя и многоцветный человеческий мозг в анатомических справочниках.

-Фантастические сюжеты вы выдумывали с детства?

-Я не только выдумывал фантастические королевства и титулы; я ещё занимался изобретательством и «конструировал» допотопных животных, неизвестных палеонтологам.

Между прочим, я выдумал самолёт в виде мощной вогнутой линзы; паровой котёл располагался в её фокусе, а подъёмную силу обеспечивали турбины, размещённые по краям вертикально, как у вертолёта. Всё это приводилось в движение энергией солнечных лучей. ...В свои толстые тетради я заносил истинно комические проекты, к примеру велосипед, на котором надо было ехать, приподнимаясь и опускаясь, словно верхом на лошади.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

-Как детство отразилось в Вашем творчестве?

-Прежде всего я хотел — намерение вряд ли осуществимое! — выделить, дистиллировать из всей моей жизни детство в чистом виде так, словно бы всех последующих наслоений — войны, массовых убийств, истребления, воздушных тревог и ночёвок в подвалах, фальшивых документов, игры в прятки, смертельных опасностей, словно бы всего этого никогда не было.

У Вас много рассуждений о категориях "случайность" и "закономерность". как от них зависит наша жизнь?

-Я на практике мог убедиться, что жизнь и смерть зависят от мельчайших, пустячных обстоятельств...

Нередко я шёл навстречу опасности. Иногда потому, что считал это нужным, но иногда это было просто совершенной беспечностью и даже безумием. ...К примеру, красть боеприпасы со «склада трофеев германских военно-воздушных сил» (я имел туда доступ как работник немецкой фирмы) и передавать их какому-то незнакомому мне человеку, о котором я знал лишь то, что он участник Сопротивления, я считал своим долгом.

-Что для Вас главное в автобиографии?

-Эйнштейн, когда его попросили написать автобиографию, рассказал не о событиях своей жизни, но о своих любимых детищах — своих теориях. Я не Эйнштейн, но в этом отношении близок к нему: главным в своей биографии я считаю нелёгкий духовный труд.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

-В своей автобиографии Вы рассказываете как в Комендантский час Вы, невзирая на запреты, ехали в трамвае и везли боеприпасы и и на подножку трамвая запрыгнул полицейский... Что это было — вызов судьбе или недомыслие?

-Я и теперь не знаю. Мне гораздо легче понять, почему я несколько раз побывал в гетто, когда оно ещё существовало. Ведь там у меня были знакомые. Все они или почти все, насколько мне известно, погибли осенью 1942 года в газовых камерах концлагеря Белжец.

...Вовсе не случайно такую важную роль играет в моих книгах случай как созидатель судьбы.

-Вы перечитывали несколько раз Г. Дж. Уэллса «Войну миров». Зачем?

-Уэллс первым взошёл на ту высоту, с которой открывался вид на возможности жанра (фантастики - прим.автора) в самых крайних его проявлениях. Он предвидел облик катастрофы и предвидел верно: в этом я убедился во время войны, когда не раз перечитывал «Войну миров».

-Как Вы начали писать?

-В послевоенное время имелся лишь выбор между надеждой и отчаянием, между исторически необоснованным оптимизмом и хорошо обоснованным скептицизмом, от которого было рукой подать до нигилизма. И я, разумеется, дал увлечь себя оптимизму и надежде! Правда, сначала я написал реалистический роман, чтобы (хотя это опять-таки всего лишь предположение) освободиться от бремени воспоминаний... Роман назывался «Больница Преображения». Местность, в которой разворачивается действие, лечебница для душевнобольных, врачебный персонал, действующие лица – всего этого в действительности не было, всё это я выдумал. Но в те времена в оккупированной Польше действительно совершались массовые убийства душевнобольных — и не только.

-Вы говорили о том, что много открыли для себя в «Солярисе»?

-Я и теперь ещё могу показать те места в «Солярис» или «Возвращении со звёзд», где я во время писания оказался по сути в роли читателя. Когда Кельвин прибывает на станцию Солярис и не встречает там никого, когда он отправляется на поиски кого-нибудь из персонала станции и встречает Снаута, а тот его явно боится, я и понятия не имел, почему никто не встретил посланца с Земли и чего так боится Снаут. Да, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане», покрывающем планету. Всё это открылось мне позже.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

-Расскажите о Вашем подходе к писательскому делу?

-Мой писательский метод (который я предпочёл бы называть моим писательским поведением) на протяжении лет менялся, хотя и очень медленно. Я научился избегать чистой спонтанности раннего периода, когда я, бывало, начинал писать, не имея ни малейшего представления о целом, о фабуле, проблематике, действующих лицах и т. д., ибо продолжить начатое таким образом всё чаще не удавалось. Как видно, дарованная мне сила воображения постепенно иссякала... Так центр тяжести моей работы мало-помалу перемещался в сторону некой первоначальной идеи, концепции, замысла. Я уже не садился за пишущую машинку, как только в голове у меня складывалось несколько первых страничек, но писал всё больше заметок, набросков, словарей вымышленных слов. И вот к чему это в конце концов привело: я стараюсь освоиться с создаваемым мной миром, сочиняя литературу этого мира.

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

-Как Вы пишете книги?

Встаю я обычно в пять утра и принимаюсь за работу: эти слова я выстукиваю на машинке в шесть часов. Я уже не могу непрерывно работать больше пяти-шести часов; раньше я мог писать до тех пор, пока не уставало моё седалище, а не мой мозг. Пишу я всё медленнее; то есть, хотя я по-прежнему пишу очень много (судя по скорости, с какой приходится менять ленту в пишущей машинке), я всё более критически отношусь к написанному: всё меньше и меньше из того, что приходит мне в голову, я считаю достаточно хорошим, чтобы пустить это в ход, даже действуя методом проб и ошибок. О том, где и как рождаются мои замыслы, я знаю не больше, чем любой другой человек.

_________________________________________________________________________________________

...О духовном пути человека всегда узнать сложнее - но я считаю, нам это удалось благодаря замечательному писателю и философу Станиславу Лему. Еще я задумался над его фразой: "Больше всего может дать тот, кто все потерял". Ведь с ним такого не происходило.

Может таков его взгляд с позиции другого человека?

Автор Р. Ольбиньский
Автор Р. Ольбиньский

В статье использована сюрреалистическая живопись польского художника-графика Рафаля Ольбиньского

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"!