Найти тему
Александр Асов и К°

Сказание о кавказском Велесе, он же и титан Прометей

Оглавление
Эльбрус Вечерний
Эльбрус Вечерний

Для русских Кавказ — это Святые горы. В «Велесовой книге» говорится, что Кавказ — это земля, «где Солнце спит в ночи». Это царство солнечных богов, по коему течёт солнечная Ра-река — современные Кубань, а также Волга с Доном, в старину имевшие единое русло.

Высочайшая гора Европы Эльбрус с древнейших времён чтилась как Белая Алатырь-гора, алтарь у трона Вышнего. На склонах и у подножия Мировой Алатырь-горы расположен земной рай, по-славянски Ирий, и рядом — Пекло. И здесь же, вблизи Ирийский град, или град Кияр, основанный князем Кием, сыном Ария.

И на этой Алытырь-горе в древности был распят Сын Бога, подаривший людям огонь. Русские его называли Огнебогом Семарглом и затем Финистом, иранцы — Огнепёрым Симургом, а древние греки и римляне — Прометеем.

О Велесе, славянском Прометее, распятом на Эльбрусе.

Огнебог Семаргл-Финист, он же Велес Огненный, — бог огня земного и небесного. Он дал огонь и знание людям. Но люди эти знание и огонь стали использовать не только в целях добрых, но и во зло. Поэтому Велес страдает, поэтому он распят. И потому к нему Вышний посылает Мировую Птицу: Орла Симурга.

«И принёсся Орёл чёрной тучей, заслонил он ясное солнце, не вместило ущелье крылья — тень его всю гору накрыла. Налетел он на Велеса Змеича, клювом грудь ему разорвал, и из сердца кровь выпивал, лёгкие его начал рвать, печень яростно стал клевать. Дни за днями травой растут, год за годом рекой текут... Но не молит бог о прощении и от тяжких мук избавлении. Стал он немощен, длинновлас. И седая его борода вкруг горы святой обвилась... Рядом с ним родники в скалах бьют — но ни капли ему не дают, виноградные лозы вьются — только в рученьки не даются...» (Книга Коляды III, 8).

Индийское имя сего огненного бога — Агни Промати (по-санскритски «promanti», значит «тот, кто греет», и так называется палочка для добывания огня, которую вращают в крестообразном креплении). Греки осмыслили это имя на свой лад, и титана, давшего людям огонь и знания, назвали Прометей (по-гречески его имя истолковано, как «прозорливец»).

Прометей у Ушбы. Коллаж А. Асова
Прометей у Ушбы. Коллаж А. Асова

Греческий поэт Эсхил в трагедии «Прометей прикованный», написанной в 479 году до н.э., сообщил, что сей титан был заточён «в горах Скифии». А в трагедии «Прометей освобождённый», согласно сохранившемуся отрывку в «Тускуланских беседах» Цицерона, Прометей говорил своему освободителю Гераклу, что из его тела, измученного многовековой пыткой, «сочится кровь постоянно и на скалы Кавказа падает».

Не только в античных легендах сохранилась память о кавказском Прометее. Ещё в 1839 году в «Очерках России» русский историк В.В. Пассек писал:

«Почти все наши горские народы верят в горных духов. Абхазцы рассказывают, что на вершине Эльбруса есть страшная пропасть, в которой раздаются стоны и слышны звуки цепей; там лежит прикованный великан, и если кто из смертных заглянет в пропасть, то он спрашивает: «Что делается наверху? Зеленеет ли трава? Мирно ли живут семейства? Верна ли жена мужу? Покорна ли дочь матери? Сын отцу? Ему отвечают: «Да». И снова слышится стон, и великан говорит: «Долго оставаться мне в неволе!»

Кавказского Прометея разные народы Кавказа называют по-разному: Насрен, Амиран, Амран, Амирани, Артавад или Абрскил. Зачастую в этих преданиях уже смешаны сказания о благом титане Прометее (Велесе) и о другом великане, о чудовище Зоххаке (русское его имя: Ящер), коего победил герой и прародитель Само здесь же в Кавказских горах при переселении арийских родов из Азии.

Это можно видеть на примере сказания, которое опубликовал кавказовед Н. Дубровин, использовавший первые фольклорные записи Е. Вердеревского (1855) и Султан-Хан-Гирея (1846):

«На горе Эльбрус, на самой его вершине, по сказанию черкесов, прикован великан за какие-то грехи... На высокой снеговой горе на самой его вершине есть громадный шарообразный камень, на котором сидит старик с длинною до ног бородою, всё тело его обросло седыми волосами, ногти на ногах и руках очень длинны и похожи на орлиные когти. Красные глаза его горят как раскалённые угли. На шее, посредине тела, на руках и ногах тяжёлая цепь, которою прикован он с незапамятных времён. Он прежде был близок к великому Тха (Богу) за своё благочестие. Но когда вздумал свергнуть Бога и стать выше, то погиб в борьбе и был прикован к скале на вечные времена. Немногие его видели, потому что доступ к нему очень опасен. Никто не мог видеть его два раза: кто пытался его достигнуть, погибал. Давно, очень давно томится старик и находится почти всегда в оцепенении, но когда пробуждается, то прежде всего обращается к стражам: «растёт ли на земле камыш и родятся ли ягнята?» «Камыш растёт и ягнята родятся», — отвечают стражи. Великан приходит в бешенство, зная, что будет томиться до тех пор, пока земля не перестанет производить камыш и ягнят. С отчаянием он рвёт на себе оковы, и тогда земля дрожит от его движений. Цепи его рождают гром и молнии, тяжёлое дыхание — порывы урагана, стоны — подземный гул, а слёзы его — то бурная река, которая с неистовством вырывается из подножия снежного Эльбруса».

О кавказском Орле Велеса-Семаргла, птице Симург.

Немало преданий сохранилось и о птице Симург, живущей на вершине Эльбруса. Ещё персидский поэт Абуль-Касим Фирдоуси из Хорасана (984—1020) в знаменитой поэме «Шах-намэ» («Книга царей»), обработал народные предания о птице Симург. Согласно этой поэме, Симург воспитала на вершине Эльбруса героя Рустама (он же в славянских сказаниях герой и первопредок Рус).

Есть и фольклорные записи кавказских преданий об этой волшебной птице. Впервые такое предание опубли­ковал немецкий поэт Фридрих Боденштедт в книге «Народы Кавказа», вышедшей на немецком языке во Франкфурте в 1848 году.

Он был другом и переводчиком М.Ю. Лермонтова, а в 40-х годах был учителем в Тифлисе и там изучал кавказский фольклор.

«На вершине Эльбруса живёт вот уже целое тысячелетие огромная седая птица Симург, которая одним глазом видит всё прошедшее, другим — будущее. Когда Симург поднимается на воздух, земля вздрагивает, от могучих взмахов его крыльев ревёт буря и закипает волнами море до самого дна. По временам с вечно снежного трона Симурга раздаются невнятные звуки, подобные жалобным стонам. Тогда умолкают птицы в лесах, цветы опускаются на стеблях своих, сердито ропщут потоки в каменных ущельях и блестящая вершина скрывается в облаках. По временам же с Эльбруса раздаются гармонические, райские звуки. Тогда просветляется небо и блещет глубокой синевой, золотом горят солнечные лучи на белом челе Эльбруса, горные потоки шумят весёлым шумом и лес наполняется душистым дыханием оживших цветов».

1) Прометей творит людей (античное блюдо). 2) Птица Симург на иранском кувшине.
1) Прометей творит людей (античное блюдо). 2) Птица Симург на иранском кувшине.

А учёный-петрограф В.В. Дубянский в 1911 году в Пятигорске выпустил очерк «На Эльбрус по Баксану», в коем соединил легенды о кавказском Прометее и о птице Симург:

«Легенда вольнолюбцев-абхазцев, — писал он, — повествует о том, что в недрах Эльбруса заключён человек величавого духа, богатырь красоты неземной, страстно жаждущий лучезарной свободы. Но она придёт к нему лишь после того, как исчезнет с лица земли современный греховный человеческий род, и тогда на него, выстрадавшего свободу веками томительных исканий и мук, будет возложена великая миссия — населить мир более совершенными существами. И когда любопытный путник слишком близко подойдёт к величавой горе, его чуткое ухо может услышать долетающий через расщелины скал звон цепей таинственного пленника... А на самуй вершине горы сидит божественная птица Симург, устремив один глаз в далёкое прошлое, а другой в туманное будущее. Когда она ударяет крыльями, начинает вокруг бушевать буря под дикий свист ветров. Стоит ей пошевельнуться, — земля приходит в содрогание. При ужасно пронзительном крике её замолкают все твари земные, и горные цепи закутываются густой пеленой облаков. Но если она вздумает запеть, то чарующие сладкие звуки далеко разносятся в воздухе, засияет солнце на лазоревом небе и высоты снежных хребтов засверкают расплавленным золотом»...

Об освобождении кавказского Велеса героем-нартом.

Наиболее полно кавказскую легенду о кавказском Прометее даёт кабардинская эпическая песнь «Как Батараз освободил Насрена, прикованного к вершине горы», опубликованная В. Звягинцевой в книге «Нарты. Кабардинский эпос» (М., 1951).

Согласно этой легенде, Насрен Длиннобородый был «доблестным тхамадой». И в то время над миром властвовал «богоравный Пако», обитель которого была на горе Эльбрус (то есть Ошхо-Махо).

И тот Пако разгневался на нартов, насылал на их страну грозы, бури, суховеи и морозы. В конце-концов Пако лишил нартов и огня. Нарты обратились к Насрену Длиннобородому, чтобы тот призвал Пако к ответу.

«Не тревожьтесь, — молвил им Длиннобородый. — Я огонь у Пако злого отберу». Тотчас он надел золотую кольчугу и помчался вскачь к Ошхо-Махо.

И там воззвал Насрен к богу Пако: «Эй ты, богоравный, все говорят, что ты добр! Для чего же ты отнял огонь у нартов, ведь люди гибнут без огня!»

А Пако только бранился в ответ. И затем железной цепью он обвязал Насрена, и приковал его к Ошхо-Махо. И приказал своему Орлу мучить его, разрывать клювом грудь богатыря и пить кровь из его сердца, клевать печень. Освободил же Насрена-Прометея по этой песне кабардинский Геракл по имени Батараз.

Геракл освобождает Прометея. Античная оковка сундука
Геракл освобождает Прометея. Античная оковка сундука

Об иной попы­тке освобождения Прометея по­вествует осетинская легенда, опубликованная Н. Дункель-Веллингом в газете «Кавказ» (№ 20, 1859) Согласно ей, герой Бессо — он же, верно, сам князь Бус — обнаружил вблизи Эльбруса расщелину, откуда раздавались стоны. Войдя в неё, герой нашёл пещеру, заваленную золотыми слитками, монетами, оружием и кубками. Там же к огромной скале был прикован цепями прекрасный юноша, «голубые глаза его выражали отчаяние, золотистые кудри в беспорядке лежали на широких плечах; мускулы рук и груди показывали сверхъестественные усилия, коими узник пытался освободиться».

Этот узник-бог обрадовался Бессо, ибо тот был праведником, из-за чего и открылся проход в пещеру, куда прежде не мог войти никто из людей. И юноша обратился к Бессо с просьбой дать ему конец цепи, ибо, если прикованный бог возьмёт ту цепь, он её легко разорвёт и станет свободным, а также избавится от когтей коршуна, который его мучит. Бессо попытался, но цепь оказалась коротка. И тогда узник стал умолять Бессо пойти и собрать «старое железо», сковать из него недостающие звенья цепи, чтобы она удлинилась. Но главное, эту работу надлежало делать втайне, чтобы не проведали о том корыстолюбивые люди, поскольку пред ними проход закроется.

Бессо взялся за эту работу. Много месяцев собирал он железо и ковал цепь. И когда работа была завершена, он вновь отправился к той пещере. Но, к несчастью, о его работе проведали пятеро земляков. Они заподозрили, что Бессо нашёл в горах серебряный рудник, и втайне последовали за ним. И так он вывел их к той пещере близ Эльбруса. Когда же оставалось сделать последний шаг, свод пещеры обвалился, а скала, к коей был прикован бог, ушла в гору.

Вот такой дошла до нас древняя легенда о Кавказском Прометее, он же и древний славянский бог Велес...

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси