Найти тему

Насколько добро может быть прекрасным и добрым прекрасное?

Репродукция картины Марка Ротко
Репродукция картины Марка Ротко

Мои дороги е читатаели! Я очень благодарна вам за то, что что вы открыли эту статью. Сегодня я хотела бы поразмышлять вместе с вами о том что же общего может быть между этикой и эстетикой? В эстетической науке центральным является понятие прекрасного, в этике – понятие добра. Насколько добро может быть прекрасным и добрым прекрасное. Могут ли влиять на проявление и существование друг друга эти два основополагающих принципа жизни.

Конечно, деление на эстетическую и этическую плоскости существования человека весьма условны и, по большей части, являются плодом умственных стремлений человека всё разделять и раскладывать по полочкам. Но в мире всё существует одновременно и переплетено тесно, зачастую до такой степени, что человеку просто не под силу увидеть характер и многообразие этих связей. Всё равно мы обречены на интеллектуальные изыскания. Может быть, в этом смысл познания на данном уровне развития человечества, поэтому последуем своим путем и будем в меру своих умственных возможностей пытаться увидеть нашу проблему – эстетического в этическом – и раскрыть смысл такого взаимопроникновения разных сфер знания и чувствования.

Этика – наука о нравственных основаниях человеческого бытия. Главный вопрос, на который этика пытается искать ответ, такой: как должно быть? Поэтому, отвечая на него, мы рано или поздно приходим к осознанию понятия идеал – представлению высшего совершенства в каком-либо отношении. И основанием для воплощения идеала может быть только абсолютное добро – добро свободное от каких-либо корыстных мотивов или житейской выгоды. Если этика останавливается на проблемах отношений человека с человеком, то экологическая этика включает в свой круг проблемы отношения к миру вообще со всеми его составными частями: атомами, молекулами, растениями, бактериями, животными… даже к предметам, не относящимся к миру «живых» существ.

Само понятие «эстетика» восходит к греческому слову «aistheticos», которое понимается как «чувственный, относящийся к чувственному восприятию», несмотря на то, что человек как чувствующий субъект откликается на большое разнообразие объектов, вызывающих ответ в органах чувств (на биологическом уровне) и эмоциях, все же к сфере эстетики относятся не все чувства, а только те, которые связаны с переживаниями прекрасного, возвышенного.

Человек всегда ищет возвышенного, потому что только от соприкосновения с прекрасным он испытывает запредельное состояние наслаждения и блаженства. Встречая прекрасное человек успокаивается и отдыхает от постоянных поисков и метаний – уходит из мира постоянной неудовлетворенности. При этом изменения происходят не только психологически, но и биологически: в кровь выбрасывается гормон наслаждения дофамин.

Что же такое красота? Это идея воплощенная (Соловьев, 1990). Идеей в древней философии обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному и преходящему явлению, которая достойна быть (Философский словарь.., 2000). Таким образом, красота это проявление в материальном мире некой высшей сущности. Постичь эту сущность невозможно, оставаясь только на уровне материальных чувств.

Греческий философ Платон выделяет несколько уровней восприятия прекрасного. Чувственная тяга, волнующее побуждение – вот начальный импульс эстетического любования, который вызывает вид физического совершенства. Но данная ступень не является самодостаточной, так как прекрасные тела преходящи в своей привлекательности, время безжалостно к ним, а потому и саму идею красоты нельзя обнаружить на чувственном уровне. Следующий шаг уровень духовной красоты человека. Здесь фактически речь идёт об этически-эстетическом. Но, анализируя эту ступень, Платон приходит к выводу, что и прекрасные души непостоянны, бывают неустойчивы и капризны, поэтому идею прекрасного нельзя постигнуть, оставаясь на втором уровне. Третья ступень – науки и искусства, но и здесь можно ошибиться, т.к. человеческий опыт слишком разнообразен. И, наконец, четвертый уровень – это высшая сфера мудрости, благо. Таким образом, Платон приходит к пределу, где в единой точке всеобщего блага соединяются линии всех совершенств реального мира. Платон разворачивает иерархию красоты (Платон, 1968).

В основе сильной тяги к чувственной красоте, по мнению Платона, лежат любовные отношения. Причем он трактует любовное переживание широко – как идущее из Космоса, понимает под ним напряженное бесконечное стремление, заданное силой высших идей. Любовное стремление – это некое всемирное тяготение. Всякая вещь стремится к своему пределу, а в человеке таким стремлением он считает силу Эрота – любви. Здесь любовное стремление выступает в качестве вечного, напряженного и бесконечного стремления человека. В силу этого любовное переживание лежит в основе эстетического чувства удовольствия. Все побуждения и поступки людей – результат трансформации импульсов сильной любовной тяги, которая живет внутри каждого (Кривцун, 1998).

Индийский мудрец Шри Ауробиндо, живший в 20 в. говорит, что красота – это воплощение божественного мира в материальном и созерцание красоты неизбежно вырывает человека из мира обыденности и относительности и выводит на уровень божественный, откуда проистекает все существующее в мире. Таким образом, красота способна привести человека прямо к Богу и высшему благу, абсолютному благу. Бог есть красота и блаженство, скрытые под разнообразием внешних обличий и форм (Шри Ауробиндо, 1998).

Плотин, греческий философ, последователь идей Платона об иерархическом мире, полагает, что любые прекрасные вещи и явления оказываются возможными благодаря тому, что происходит истечение (нисхождение) тех высших смыслов, которые составляют природу красоты (Плотин, 1995).

В эстетике существует красота относительная (когда можно сравнивать степень превосходства одной формы красоты над другой) и красота абсолютная (самая превосходная степень прекрасного – верх совершенства, к которому ничего нельзя добавить и сравнить не с чем). Так же и в этических категориях доброты возможно относительное и абсолютное.

В своей статье «Красота в природе» русский философ Вл.С.Соловьев говорит, что в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специальную эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве общего. Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как таковая в своем специфическом признаке.

Всемирная идея в самой общности своей представляется необходимо с трех сторон. В ней различаются: 1) свобода или автономия бытия, 2) полнота содержания или смысла и 3) совершенство выражения или формы. Без этих двух условий нет идеального бытия.

Критерий идеального бытия вообще есть наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого. Критерий эстетического достоинства есть наиболее законченное и многостороннее воплощение этого идеального момента в данном материале (Соловьев, 1990).

Для этики важно отношение к другому человеку для экологической этики отношение к другому существу окружающего мира, с кем приходит в соприкосновение человек. Если добрый поступок приобретает еще и категорию красоты, то он становится еще более сильно действующим на других существ. Здесь важно развитое эстетическое чувство – чувство прекрасного. Чувство прекрасного может быть ведущим в нравственной структуре человека. Человек способный чувствовать прекрасное будет стремиться и к прекрасным поступкам. Но, чтобы прекрасное было таковым не только по форме, но и по сути – т.е. наполненным добротой – в этом процессе должна участвовать душа человека – божественная по природе сущность. Душа человека становится наполнителем смысла поступков и если они будут исходить из абсолютного добра и направлены на абсолютное добро, то они будут прекрасны и будут красивы неизбежно. Главное найти ту точку опоры в душе, исходя из которой любое действие человека будет иметь и этическое и эстетическое направление и содержание – совмещенное этико-эстетическое. Тогда действительно красота спасет мир, потому что мир будет и красивым и добрым одновременно.

Литература

Кривцун О.А. Эстетика. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 25.

Платон Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. – М., 1968. Т. 1, 2.

Плотин Эннеады. – Киев, 1995. – С. 16 – 25; 191 – 210.

Соловьев Вл.С. Красота в природе // Соловьев Вл. С. Сочинения 2 т. – М.: Мысль, 1990. Т. 2. – С. 360 – 363.

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – С. 142.

Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. – СПб.: Изд-во «Адити», 1998. – С. 469 – 470.

Всех люблю и жду, когда вы прикоснетесь своими мыслями к моим.

Всех люблю)))

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки!

Моя группа Вконтакте Практика преображения // Психолог Ирина Ильиных

Моя страничка в Инстаграм https://www.instagram.com/ilinykh8777