Найти тему
Какие мои годы

«Они не знают, чего хотят!»

Оглавление

Как случилось, что 80% современных родителей оказываются в моем кабинете с этой жалобой

Родителям Поколения Z посвящается….

Если вы бывали обескуражены, глядя на своего ребенка, который совершенно спокойно говорит: «я не знаю», то значит, вы в своей жизни уже встретились с проблемой Поколения Z.

В последние три года не каждая вторая, а каждая первая семья обращается ко мне как к психологу с этой проблемой: ребенок ничего не хочет.

Ну, как ребенок... Младший подросток, ведь этот «нехочуха» тревожит родителей, начиная с 10-11 -летнего примерно возраста. Догадываетесь, почему? Потому что наша система образования так загадочно устроена, что именно в 5 классе надо срочно определиться с профилем дальнейшего образования. И не дай бог ошибиться… Это будет катастрофа!

Кадр из фильма "Трудный ребенок" с сайта https://www.meme-arsenal.com/
Кадр из фильма "Трудный ребенок" с сайта https://www.meme-arsenal.com/

Оставим пока что в стороне совершенно не соответствующие особенностям возраста требования системы образования.

Поговорим об этом страшном «не хочу»:

- Я не хочу учиться, мне неинтересно.

- Я не знаю, что выбрать, мне все равно.

- Я не помню, что там было.

- Я не знаю, кем я хочу работать.

- Я не знаю, куда поступать.

- Я не знаю, что мне интересно.

И тогда многие родители признаются, что им гораздо понятнее было бы, что делать, если бы ребенок протестовал, отказывался, бунтовал, хулиганил или еще как-то проявлял свою позицию. С этим хоть и не всегда сразу понятно, что делать, но хоть определенно заявлено: «Нет! Хочу это и не хочу то!»

Впихнуть невпихуемое

Самое страшное, именно когда «Я не знаю». Потому что за этим слышится: «Мне все равно». А как может быть все равно, если вы столько вложили, так старались, стольким жертвовали?

Пожалуй, лучше, чем «Уральские пельмени» в своем номере «Много секций» из концерта «О, спорт, нам лень!», и не скажешь. Посмотрите видео ниже.

И, когда будете утирать слезы то ли от смеха, то ли от горестного прозрения, обратите внимание на реакцию зрителей в зале, она бесценна. Потому что точно показывает, что эта проблема живая и существует прямо сейчас.

Видео с сайта youtube.com/pelmeniTV

Итак, вы сделали все и даже больше, чтобы обеспечить своему наследнику прекрасный старт.

Вы выбирали лучшие секции, следили за трендами, слушали вебинары о профессиях будущего и старались просчитать актуальные на 10 лет вперед. Вы искали лучших тренеров и прогрессивных учителей.

Вы пахали, как проклятые, потому что это «самое лучшее и прогрессивное» стоит ощутимо дороже, чем обычное, среднестатистическое. Но вам было норм, потому что цель оправдывает средства.

И вот это случилось. Либо вы видите, что он послушно делает, что вы скажете, идет туда, куда вы направите. И вам это ….мммм… тревожно вам это. Потому что совсем не такой результат вы себе рисовали, когда впахивали и планировали.

Или с честными спокойными глазами, безо всякого чувства вины: «Я не знаю, что мне интересно, мне все равно».

При этом, конечно, он может совершенно спокойно «втыкать» в телефон много часов подряд, даже не прерываясь на чипсы. Вы проверяли.

-2

Давайте разберемся, что же с этим поколением Z пошло не так, а в следующей статье я поделюсь с вами наработками своими и моих коллег-психологов, как исправить это «страшное».

Что пошло не так

Да вот именно, что, все идет строго по плану. План называется «цикличность поколений». Авторы этой теории поколений Хоув и Штраус сделали вывод, что каждое пятое поколение имеет сходные ценности.

То есть, если отмотать от Z-тов пять поколений назад, мы уткнемся в «молчаливое поколение», рожденных в 1923-1943 г. р. И Z-эты, и «молчаливые», столкнулись с глобальным экономическим кризисом. И если ценности определяются социально-политическими и экономическими условиями, то условия схожи, но на разных витках спирали. Электрификация, индустриализация, пионерское движение = энергосбережение, модернизация, молодежные объединения.

Спойлер: ждите статью в каком возрасте и под влиянием чего формируются ценности человека.

Почему все дети поколения Z растут в условиях гиперопеки, постоянно находятся под присмотром и контролем взрослых?

Потому что мы, их родители – первое поколение, которому не надо было выживать. Высвободившуюся энергию можно под давлением не воплотившихся собственных амбиций и с огромным чувством вины за это обратить на развитие детей. Представляете, сколько той энергии?

А уж общество потребления только этого и дожидалось! Любые желания можно удовлетворить, и быстро, стоит только загуглить! Поди теперь, найди родителя без этого «родительского невроза»! Это большая редкость, я вам ответственно заявляю, как человек, который открывал частную школу.

-3

Чем эти дети Z отличаются от детей Y?

В результате этого невроза «наилучшего развития и обеспечения успешного успеха в будущем», Z-eты лучше разбираются в технологиях и гаджетах, чем в эмоциях людей. Им доступны все виды цифровых развлечений, поэтому нам их «общение» кажется диким бредом: сидят рядом, но каждый в своем телефоне. Дефицит живого общения, устной речи и чтения больших текстов….

Что это означает?

Исследователи говорят, что это означает закат вербальной культуры. И цифровизацию всех коммуникаций. Да вы и сами это видите.

Означает, что этим техно-детям с клиповым мышлением никто особенно не авторитет, кроме них самих. И что они больше заинтересованы своим внутренним миром, чем, допустим, их родители.

Это означает, что мы в погоне за стартовыми возможностями совсем позабыли, что для развития нужен дефицит. Нехватка. Еще наш родной Лев Семеныч Выготский этот закон вывел, про зоны актуального и ближайшего развития.

И вот теперь, задавая себе вопрос: чего у него не было, у моего ребенка, что он получился «нехочуха»? В чем дефицит дефицита (это каламбур, оценитеJ)

Выходит так, что мы из страха быть неидеальными родителями дали им слишком много. Хотели за них слишком сильно. Мечтали про них очень настойчиво. Не обеспечили им нехватки. Не создали дефицита.

Они ведь с рождения знали, что мир управляется кнопкой. Легко. Как малыш, что стоит на подоконнике, и пытается пальчиками увеличить картинку за стеклом – посмотреть поближе на машинку.

По законам жанра, продолжение темы и ответ на любимый вопрос:

«Что с этим делать?» ловите в следующей статье. Жмите на кнопку "Подписаться", чтобы не пропустить!