Найти в Дзене
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Как сделать моду экологичной? Шесть реальных историй. Часть вторая

Оглавление

Наталья Лобачева, одежда из органического хлопка Wow.organic, Москва

«В какой-то момент жизни я поняла, что быть экологистом – это не только сортировать отходы и защищать соседний лес, который вырубают, но и задумываться, за что ты «голосуешь рублем». Зимой 2018 года я посмотрела фильм «Реальная цена моды» и под впечатлением от него стала искать информацию на эту тему.

Оказалось, что хлопок – мой любимый материал – далеко не безобидный: 20% всех пестицидов и 25% инсектицидов, используемых в мировой текстильной промышленности, приходятся на хлопковые плантации. Я была шокирована. Дальше я узнала, что есть органические ткани, которые производятся с заботой о природе: используются альтернативные средства борьбы с вредителями, натуральные удобрения, безвредные красители. К своему удивлению, я не нашла ни одного магазина с такими тканями в Москве. Это подтолкнуло меня открыть в Instagram магазин одежды из органического хлопка.

Сначала я просто продавала футболки и майки бельгийского устойчивого бренда Stanley/Stella, затем стала наносить на них свои принты. Stanley/Stella создает базовые вещи из органического хлопка, которые любой маленький бренд может использовать для производства собственной линии одежды. Это пока не очень распространенная схема работы, но выгодная. Самостоятельно сшить футболку из органического хлопка выходит дороже, чем заказать готовую у Stanley/Stella. При этом их продукция имеет сертификат Fair Wear: люди, которые участвовали в ее производстве, получают достойную оплату труда, социально защищены и имеют нормированный рабочий день. В масс-маркете зачастую все наоборот. Кроме того, у Stanley/Stella безотходное производство. Обрезки отправляются на переработку, и из полученной ткани шьются сумки-шоперы.

Затем к футболкам в моем магазине добавилось белье. Я сама не могу носить синтетику: она колется, щиплется. И для меня всегда было проблемой найти качественное белье из натуральных тканей в сетевых магазинах. В декабре прошлого года я решила сшить боди. Это оказалось непросто, потому что 100% натуральная ткань не тянется, а изделие облегающее. Модель мне помог разработать модельер-конструктор. Каждое боди шьется по индивидуальным меркам, которые присылают заказчицы. Как их снять, показано в инструкции на странице магазина.

И еще мы со швеей сшили по комплекту белья (майка+трусы) из бамбука и из конопли. Теперь я ищу, где их можно отшивать».

-2

Ольга Князева, «Текстильная артель», Нижний Новгород и Киров

«Мы объединили две мастерские, которые сохраняют традиционные женские ремесла. Во-первых, это пошив одежды из категории «скромной моды»: платья и юбки миди и макси с национальным колоритом, но на современный манер. Второе направление – традиционное ткачество. Мы сами на ткацких станках создаем ковры и полотна, из которых затем шьем одежду. Некоторые наши мастерицы изготавливают аксессуары в технике валяния, лоскутного шитья. В Кирове находится пошивочный цех, а в Нижнем – ткацкая мастерская.

Я много лет была главным редактором журнала о дизайне интерьера. Однажды по рабочим делам попала на Шахунскую фабрику «Тканые узоры». Ручное ткачество, эти русские мотивы отозвались во мне. Захотелось переосмыслить и подать их более современно. Я забрала из деревни родовые станки, оставшиеся от прабабушки. На них попробовала создавать авторские ткани и ковры. Затем из домашней мастерской я переехала в полноценную мастерскую, переведя ремесло на новый уровень.

Как маме троих детей мне важна экологичность вещей. Для изготовления тканей мы используем только натуральные нитки: хлопок, шерсть и ангорское волокно. А ковры делаем, по сути, из вторсырья. Когда на фабрике производят постельное белье, то от полотна отрезают кромку – она и идет в работу. То есть мы используем материал, который мог быть выброшен. Ковер из кромки получается прочным, а значит, прослужит долго. Его можно стирать в машинке, а это чистота и экология дома. А когда ковер износится, его можно компостировать. Кроме того, сами ткацкие станки – как в старину, полностью механические, мы не расходуем электричество. И работать стараемся в течение светового дня.

Свои изделия мы продаем через Instagram и на ярмарках. Мы нашли своих клиентов, которые к нам возвращаются».

Материал подготовлен порталом Ecowiki.ru