Исследователь Кристер Бергстрём для иностранного сайта экстра история развенчал 9 мифов западной историографии о Великой Отечественной войне.
Я выбрал наиболее интересные.
Иностранный сайт проявил просто отличные знания о причинах похода на Советский Союз. Они пишут, что Гитлер хотел завоевать советские территории и победить большевизм, операция "Барбаросса" была частью расовой фантазии фюрера о создании "лебенсраума" - "жизненного пространства" на востоке.
Они отдают должное вермахту, называют его самой передовой военной силой в мире. Как следуют прикладывают СССР, советские вооруженные силы называют подавленными и униженными и без военного образования.
Итак, начнем.
Один из мифов о войне давно в России опровергнут - это прострация Сталина.
В каноничной версии Хрущева Сталин якобы узнал о начале войны и спрятался на неделю на даче.
На самом деле уже опубликованы журналы приема посетителей Сталина в Кремле. Ссылается Бергстрём при этом на исследования Стивена Мейна из Эдинбургского университета. 22 июня 1941 г. рабочий день вождя начался в 5:45 и закончился в 16:45. 23 июня диктатор отработал почти 23 часа. 24 июня уже поменьше 5 часов. Но 25 и 26 июня он отпахал 24 часа. 27 июня 10 часов. 28 июня снова 5 часов.
Второй миф в российской истории называли забастовкой Красной Армии (Бунич) или массовым дезертирством и сдачей в плен (Солонин). На западе он бытует как массовая сдача в плен советских солдат.
К 11 июля 1941 г. немцы захватили больше 400 тыс. военнопленных на Восточном фронте. Но это не было результатом массовых сдач в плен. Крупные части были окружены и сражались пока не кончались боеприпасы.
В Брестской крепости небольшой гарнизон с противоборстве с 45-й пехотной дивизией вермахта смог убить и ранить 1 000 вражеских солдат.
Тут Бергстрём ошибается в Брестской крепости было много войск около 7 тысяч, что и предопределило длительность сопротивления.
Оценка противника немцами была высокой. "Противник сражается с предельной стойкостью и мужеством" такие слова были в докладе группы армий "Центр" 28 июня Германскому Верховному Командованию.
Немецкая 4-я армия охарактеризовала советских солдат "как исключительно крепких и стойких". В донесении немецкой армии даже есть пример неудачной пропаганды. Белоэмигранты пытались убедить окруженные части Красной Армии сдаться и перейти на сторону антибольшевизма, но им "категорически отказали".
В другом отчете немцы недоумевали, что стало с русским 1914- 17 гг, который бежал и сдавался немцам, когда огненная буря достигала своего пика? Теперь он остается в своем бункере и горит в нем, он предпочитает быть сожженным в своем танке, а летчики продолжают стрелять даже в горящем самолете. И сами отвечали на этот вопрос: "Идеология изменила его!".
Сразу отпадают все смешки перестроечных и нынешних "специалистов" про ненужных политработников и бесполезную работу по воспитанию личного состава. Это очень высокая оценка политработы в Красной Армии, она была незаметной, а что важно для пропаганды? Она утрачивает силу, если становится явной.
Еще один миф о Зорге
В еще советском варианте мифа говорится, что Зорге поспособствовал переброске под Москву дальневосточных армий, которые якобы спасли Москву.
Бергстрём вспоминает о донесении от 14 сентября 1941 г., когда советский шпион сообщил Сталину, что Япония не нападет на СССР пока немцы не захватят Москву.
В развитие мифа говорилось в советское время, что это дало возможность перебросить с Дальнего Востока хорошо оснащенные и обученные дивизии под Москву.
На деле А. Исаев говорил, что защитили Москву не сибиряки и дальневосточники, а дивизии сформированные в Подмосковье.
Бергстрём справедливо утверждает, что Зорге писал, что Япония при переброске значительного числа войск с Дальнего Востока, наоборот, обязательно нападет.
В реальности с октября по декабрь 1941 г. на московское направление с Дальнего востока перебросили 32-ю, 78-ю стрелковую и 58-ю танковую дивизию. Из Забайкальского округа перебросили 93-ю стрелковую и 82-ю моторизованную дивизию, из Среднеазиатского военного округа прибыли 18-я и 20-я горно-кавалерийские дивизии и 238-я стрелковая. То есть только восемь дивизий из сотен на фронте 1 декабря 1941 г.
Одной из основных причин поражения немцев в битве под Москвой на Западе называли истощение вермахта вследствие беспощадных советских контратак.
Действительно к концу ноября 1941 г. вермахт потерял от 30 до 40 процентов первоначальной численности армейских и военно-воздушных подразделений. Немецкие солдаты после пяти месяцев напряженных и непрерывных боев чувствовали сильную усталость.
Но Красная Армия была гораздо более истощена. Советские армии были разбиты вдребезги после окружения под Вязьмой и Брянском в октябре 1941 г. Дивизии теряли тысячи солдат, часто необученных новобранцев, также не хватало военного снаряжения.
Немцы смогли даже увеличить свои танковые силы в период с сентября по декабрь 1941 г., а советские танковые войска сократились вдвое.
Тут мы подходим к следующему мифу. Громадное численное превосходство советских войск. Нацистская пропаганда утверждала, что воюет с "бесчисленными массами с Востока", но это лишь расистская пропаганда.
На самом деле уже 22 июня 1941 г. четырем советским западным военным округам с их 2,3 млн. человек противостояла 4,5 млн. группировка Оси. В вермахте было 3,35 млн. солдат, Румыния выделила 600 тыс. человек, а Финляндия собрала 530 тыс. В декабре 1941 г. немецкое превосходство было еще большим на 1 декабря советские войска насчитывали 576 600 солдат и 574 танка, а им противостояла группировка от 1,2 до 1,9 млн человек с 1800 танками и штурмовыми орудиями. Кроме того только треть советских танков были Т-34 и КВ, а остальные были устаревшими танкетками.
Только в ходе войны немцы потеряют свое численное превосходство, а СССР развернет свою промышленную мощь. А тогда в 1941 г. блестящие победы были одержаны с помощью численного превосходства.
Следующий миф о том, что арктический холод остановил немецкое наступление под Москвой.
В западной историографии в качестве доминирующей причины поражения Германии называют убийственные морозы. Но это не подтверждается данными метеонаблюдений.
Когда советские войска начали свое контрнаступление, действительно, затрещали морозы, температура 5 и 6 декабря упала до минус 35. Но немцы не побежали сломя голову. Они смогли успешно воевать и отражать советские атаки.
6 декабря при минус 38 немецкая 9-я армия контратаковала у Калинина при поддержке 3-й танковой группы и оттеснила советскую 31-ю армию через Волгу. Была разгромлена 250-я стрелковая дивизия и выведена из боя. В период с 5 по 7 декабря немецкое Верховное командование сообщило, что советские атаки были в целом отбиты.
"Мы потерпели неудачу в первые же дни" признавал впоследствии маршал Жуков.
8 декабря погода помогла, фронт низкого давления принес в Московскую область оттепель и сильные снегопады. В дневнике германского Верховного командования видно, что такая погода длилась несколько дней. 8 декабря в дневнике писали: "Внезапная перемена погоды. Температура воздуха днем до +4 градусов, дороги мягкие".
Именно тогда советские войска стали успешно наступать, в тот же день командующий группой армий "Центр" фон Бок сообщал, что его войска не могут противостоять советскому наступлению. 9 декабря, когда было от минус 5 до 0 градусов фон Бок требовал от верховного командования сухопутных войск пополнений. Гальдер тогда начальник Генерального штаба сухопутных войск записал, что фон Бок жаловался, что Гудериан не знает чем отбиваться от врага.
12 декабря, во время дождя и оттепели немецкая 2-я танковая дивизия была вытеснена из Солнечногорска и отброшена на 40 км. В тот же день фон Бок снова звонил в Верховное командование германской армии (ОКХ) и сообщил, что ситуация для группы армий "Центр" критическая.
"Прорыв Юго-Западного фронта на фронт 2-й армии был еще более углублен через Ливны в направлении Орла. 45-я пехотная дивизия была окружена и частично уничтожена. ”
Гальдер в своем дневнике отмечал, что во 2-й армии очень серьезное положение.
Немцы не были психологически готовы, что противник который находился по их мнению на грани краха начал наступать своими высокомотивированными красноармейцами. Они начали отступать и побежали, солдат вермахта охватил массовый психоз, что подпитывало моральный дух советских войск.
Следующий миф об огромной разнице потерь Красной армии и вермахта.
Утверждали, что немецкие и советские потери соотносятся как 10 к 1 или даже 20 к 1. Тщательное изучение этого мифа дало понять Бергстрёму, что это утверждение основано на немецких рассказах, окрашенных расистскими предрассудками. Если сравнить операцию "Барбаросса" и немецкую западную кампанию 1940 г. то немцы на Западе нанесли своим врага более высокие потери, чем они нанесли Красной Армии. На западе и было соотношение 19 к 1 в пользу немцев, против советских войск 3,2 или 4,8 к 1, в пользу немцев и их союзников. Если убрать военнопленных, то соотношение следующее на западе 2,3 к 1, а во время операции "Барбароса" между 1,9 к 1 и 2,4 к 1 в пользу немцев и их союзников.
И последний миф о советских партизанах.
Как известно, Сталин 3 июля 1941 г. призвал формировать партизанские отряды на оккупированной территории. Но на деле Сталин и его окружение боялись неподконтрольной Москве инициативы и 15 месяцев войны “фактическая советская политика обесценивала и даже препятствовала народной инициативе и участию”.
18 июля 1941 г. предписывалось, что в состав партизан должны входить участники гражданской войны, отличившиеся бойцы истребительных батальонов НКВД, милиционеры и работники НКВД. Фактически главной задачей поставленной перед партизанами была политическая, то есть восстановление и поддержание авторитета советской власти на оккупированных территориях. В первые годы партизаны уничтожали гражданских лиц, которые выступали против советской системы. Только в 1943 г. партизанское движение начало в военную силу, на которую можно было рассчитывать.
Спасибо за прочтение.