Найти тему
Книжный ум

Закат человечества в романе Клиффорда Саймака " Город"

""Город" был написан в результате крушения иллюзий. Возможно, людей, подобно мне, утративших иллюзии, не так уж много, но они должны быть. Человечество прошло через войну, не только унесшую миллионы жизней и исковеркавшую миллионы других жизней, но и породившую новое оружие, способное уничтожить уже не армии, а целые народы".
фото ЯндексКартинки
фото ЯндексКартинки

Первое, на что я обратила внимание- обложка. Не могла поначалу понять смысла, думала аллегория, оказалось что нет, книга как раз и о собаках.

Причем тут собаки и закат человечества? Давайте разбираться.

Книга состоит из 8 глав, которые называются "предания", и к каждой главе есть "Комментарий к преданию". Мне понадобилось прочитать 2 главы, чтобы понять канву повествования. Есть еще 9 часть - "Эпилог", которая была написана много позже основного романа.

Предания рассказывают Псы, как люди своим детям сказки на ночь. Это история человечества до того, как оно исчезло, и Псы остались почти единственными обитателями Земли.

Я бы назвала этот роман смесью фантастики и философии, роман-утопия, так как затрагиваются очень глубокие темы.

Началось все с Вебстеров. Поначалу это была целая династия, положившая начало изменениям в истории людей, а под конец книги стало уже именем нарицательным, так Псы называли любого человека.

_____________________________________________________________________________________

Глава 1. "Город"

Здесь мы знакомимся с тем Вебстером, с которого все началось. Города на Земле утратили свою ценность, люди переселяются в личные дома.

-К чему мы пришли в итоге? - спросил Вебстер. - Сейчас я скажу, к чему. Кварталы, целые улицы пустых, заброшенных домов. Люди взяли да уехали. А зачем им оставаться? Что мог дать им город? Предыдущим поколениям он что-то давал, а вот нынешнему - ничего, потому что прогресс свел на нет все плюсы города..... ....Но все это с лихвой возмещалось, поскольку они могли купить дом, который был вдвое лучше и вдвое дешевле; могли жить так, каким хотелось, обзавестись, так сказать, фамильной усадьбой.....

Так и появилась усадьба Вебстеров, фамильное гнездо, которое играет немаловажную роль в повествовании.

_____________________________________________________________________________________

Глава 2. "Берлога"

Прошли года, сменились поколения Вебстеров, сейчас 2117. Люди создали роботов, полетели к дальним мирам, плотно контактируют с марсианами.

На мой взгляд, это самая трагичная глава, потому что с нее и начался упадок человечества. Здесь на сцену выходит один из главных героев - робот Дженкинс, который служит уже не одному поколению Вебстеров.

Джером А.Вебстер, блестящий хирург, близкий друг марсианского философа по имени Джуэйн, который разработал концепцию, позволяющую землянам прыгнуть вперед на несколько тысячелетий в развитии.

Джуэйну необходима тяжелая операция, которую может провести только Джером. Но, как оказалось, у Вебстера развилась агорафобия, он панически боится покидать свое поместье, не то, что лететь на Марс.Тоже самое было и у его отца (об этом ему рассказал Дженкинс) - вот она, обратная сторона переселения людей из крупных мегаполисов в свои "уголки".

Весь трагизм и катастрофа описаны буквально в последних строках. Когда Джером Вебстер уже победил свой страх и собрался с силами, и ракета стоит на лужайке чтобы доставить его к умирающему другу, - случается непредвиденное.

" - Два человека прилетели на ракете и заявили, что должны отвезти вас на Марс.
-Прилетели...Почему ты меня сразу не позвал?...
-... Я не видел причины беспокоить вас, сэр, - ответил Дженкинс. Такая нелепость! Мне удалось втолковать им, что вы и не помышляете о том, чтобы лететь на Марс.
Вебстер оцепенел, сердце его похолодело от ужаса. Руки нащупали край стола, он опустился в кресло и ощутил, как стены кабинета смыкаются вокруг него - смыкается западня, из которой ему никогда не вырваться."

Таким образом, со смертью великого марсианского философа накануне величайшего открытия, человечество потеряло свой шанс на развитие, Джером Вебстер остался в истории как предатель друга и крушитель цивилизации. А виноват ли он? Или именно Дженкинс послужил той песчинкой в маховике истории, которая заставила ее двигаться по другой ветке событий?

__________________________________________________________________________________________

Глава 3. "Перепись"

В комментарии к 3 преданию псы уже как самостоятельная раса предполагают, что "род Вебстеров нужен только для того, чтобы нанизать на один стержень предания, которые в остальном слабо связаны между собой".

Здесь мы знакомимся ближе с еще одним видом людей - мутантами, с особыми интеллектуальными способностями, гораздо превышающими способности людей тех времен.

И тут уже появляются Псы, с развитым уровнем разума, они умеют разговаривать с человеком, читать. А выведением их занимался очередной из Вебстеров, который хотел создать цивилизацию Псов и людей, живущих "лапа об руку".

Глава немного сумбурная, по моему мнению, но логично понятной становится в конце книги. Здесь упоминается и о некоем муравейнике - эксперименте мутанта Джо, который направил мир муравьев по другому пути развития. И он же совершенно случайным образом получает в свое распоряжение тот самый труд марсианина Джуэйна, и даже знает, где была ошибка философа.

______________________________________________________________________________________

Глава 4. "Дезертирство"

Глава, подводящая к дальнейшим развитиям в судьбе человечества. Люди осваивают Юпитер, который пока непригоден для жизни. Там есть особая раса - "скакунцы", и ученые изобрели преобразователи, которые позволяют человека перевоплотить в такое существо. Это необходимо,чтобы в теле, приспособленном для условий планеты изучить ее, вернуться на базу и доложить. Только вот ни один ученый не вернулся.

Руководитель направления Фаулер решает сам пойти и узнать, что происходит. С ним отправляется и его видоизмененный старый пес.

И происходит нечто невероятное. Они могут телепатически общаться, видят, насколько прекрасна эта планета глазами скакунцов, обретают новые, сильные тела с невероятными способностями.

И стало понятно, почему никто не вернулся. Все предпочли новую жизнь, которая была намного лучше, чем в теле человека.

Фаулер из последних сил борется с желанием остаться, но ученый в нем берет верх, он понимает, что должен рассказать обо всем и возвращается. Его жизнь больше не будет прежней.

_________________________________________________________________________________________

Глава 5. "Рай"

Эта глава является продолжением предыдущей. К этому времени человечество избавилось от самого страшного в истории - убийств. Везде царит мир, даже в животном царстве никто не ест друг друга. Но существует противостояние мутантов и людей.

Ученый Фаулер докладывает мировому комитету о той жизни на Юпитере, которая возможна в теле скакунцов. Таким образом, он превращается в угрозу. Ведь люди, узнав о таких возможностях и почти бессмертии, захотят массово переселиться туда, оставив планету мутантам. И главе комитета - очередному из Вебстеров - приходит кощунственная мысль - убить Фаулера. У него тоже появляется возможность изменить историю человечества. Но совесть и здравый разум побеждают - он понимает последствия такого поступка...

__________________________________________________________________________________________

Глава 6. "Развлечения"

Большинство землян все-таки переселилось на Юпитер, на планете осталось примерно 5000 жителей. Роботы все так же производили материальные ценности, правительства не было, всего вдосталь, деньги не нужны. Идеальный мир? Религии перестали существовать, институт семьи потерял свою ценность. Люди просто наслаждаются жизнью.

Усадьба Вебстеров по-прежнему стоит на холме, Дженкинс присматривает за Псами, считается их учителем.

В единственном обитаемом городе на Земле - Женеве - остался один из поколения Вебстеров. Ему приходит мысть посетить родовое гнездо, посмотреть что там происходит.

Ранее он писал исследование про Женеву, и обнаружил там некую систему обороны, активировав которую можно не только защитить то или иное место от вторжения, но, как он считает, не пропустить обороняющихся наружу. После разговора с Псами и Дженкинсом Вебстер меняет историю - запускает систему обороны, а сам уходит в Храм Снов, чтобы спать там целую Вечность. Пусть развивается цивилизация Псов без вмешательства Человека.

__________________________________________________________________________________________

Глава 7. "Эзоп"

И снова мы возвращаемся в фамильный дом Вебстеров, где живут оставшиеся представители рода человеческого после закрытия Женевы от внешнего мира. Среди них - Питер Вебстер, последний из династии. Животные живут в мире друг с другом, хищники приходят на специальные пункты кормления.

И новый виток истории - на этот раз люди помогли Псам выжить. "То, что было забыто, было воссоздано". Питер "изобрел" лук и стрелы и убил малиновку, что считается страшным грехом на планете, где насилия уже нет.

Здесь же появляются существа из параллельного мира - их называют "гоблины". Робот Дженкинс решает увести оставшихся людей в иные миры.

__________________________________________________________________________________________

Глава 8. "Простой способ"

Прошло уже 10 000 лет, усадьба все так же стоит, а цивилизация развивается по другому пути - мир захватили муравьи. Те самые, над которыми в начале книги мутант Джо провел эксперимент. Они развились, сумели подчинить себе роботов, и теперь вся планета - это огромные стены муравейника.

Дженкинс нашел возможность вернуться в изначальный мир, и ищет способ избавиться от муравьев. Снова на сцену выходит Человек - тот Вебстер, который спит вечным сном - Дженкинс решил узнать, как люди справлялись с муравьями, есть же какой-то выход.

Способ один - отравить. Но в мире, где убийства уже не совершаются, Дженкинс не может пойти на такое. "Лучше потерять этот мир, чем снова убивать" - решает он.

______________________________________________________________________________________

Эпилог.

Эпилог был написан Саймаком через 22 года после последней главы, и в некоторых изданиях он не включен в сборник.

Псы ушли в параллельные миры, муравьи не оставили им места. Единственное, что незыблемо - усадьба, как последний символ и память Человека. Усадьба, Дженкинс и мыши - все, что осталось. Даже роботы улетели на другие планеты.

Но, как оказалось, ничто не вечно - Дженкинс обнаруживает, что цивилизации муравьев тоже пришел конец. Это была точка.

В этот же момент за ним прилетает корабль, это роботы решили проверить существует ли Дженкинс еще в этом мире. И они забирают его с собой, ведь там, где они живут, "еще есть чем заняться".

И Земля остается мышам - последним существам. Дженкинс, как олицетворение всей истории планеты, видевший рассвет и закат нескольких цивилизаций, принимавший непосредственное участие в их развитии, - снимает с себя бремя Хранителя.

__________________________________________________________________________________________

Что еще почитать?

"Куджо" Стивена Кинга.

" Все в ваших руках" Стэдман Грэхем.

"Говорящий сверток" Джеральд Даррелл