Фигура Ивана Грозного, видимо, всегда будет привлекать внимание деятелей искусства. Уж больно деятель колоритный. Хотя в его эпоху таких хватало и на других престолах: Ричард III (хотя тут еще Шекспир постарался), Екатерина Медичи, Чезаре Борджиа. Впрочем, первый русский царь Иоанн IV был кровожаден даже для своего не слишком гуманного времени, потому и прозван Грозным.
При этом у Иоанна Васильевича есть свой фан-клуб из людей, благодарных ему за победу над Наполеоном и полет князя Гагарина в космос. Иначе их уровень знания истории сложно описать. Есть даже требование канонизации Ивана Грозного. Видимо, в честь убийства по его приказу митрополита Филиппа II.
И вот на экраны вышел новый костюмный сериал (у нас их любят без тени иронии называть “историческими”) “Грозный”. Полагаю, фильм с таким названием с особым нетерпением ожидали в столице Чечни. Представляю разочарование местного населения, когда вместо Рамзана Ахматовича они увидели какого-то Ивана Васильевича.
Это неофициальное продолжение сериала “София” и предшественник “Годунова”. Все работы снял один режиссер Алексей Андрианов. В 2012 году он запомнился мне своим дебютом “Шпион” - это экранизация романа Бориса Акунина. И она у меня вызвала восторг оригинальным подходом. Андрианов создал нормальный отечественный кинокомикс, который не подражает западным образцам, а выстраивает собственный мир. Там действие происходило в сталинской Москве, которой в том виде, конечно, никогда не существовало. Например, внимательный зритель может заметить Дворца Советов (легендарный проект Бориса Иофана), каковой так и не был в действительности построен.
А вот дальнейшее творчество Андрианова радовало куда меньше. Например, “София” запомнилась богатством съемок, красивыми нарядами, неубедительной игрой актеров и слабой связью с историческими событиями, за что и снискала любовь немалой части публики.
Новый сериал построен как автобиография царя, которую он на протяжении нескольких серий надиктовывает писарю. Роль Дворца Советов здесь играет знаменитая библиотека Ивана Грозного, считающаяся утраченной.
Творческий вызов в обращении к фигуре великого князя, несомненно, есть. Ведь он не родился детоубийцей. И первые годы его правления были вполне нормальными. У Ивана даже были друзья, которые со временем почему-то закончились. Такое бывает с тиранами. Он сам шел к своей трагедии одиночества и сумасшествия. Что же получилось у съемочной группы в итоге, вскоре увидите.
Читайте также: 10 Иванов Грозных нашего кино