если под психикой понимать способность живого существа ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире, предвидя наступление каких-то значимых событий до их фактического наступления, то высшая форма психики, несомненно, надперсональна.
когда кошка прыгает на движущуюся мышь, она предсказывает, где будет мышь в момент прыжка, и где будет сама кошка, если она сделает во время прыжка то или иное усилие. когда лань уходит от гепарда, она предсказывает движение хищника и делает рывок в сторону. когда крыса быстро преодолевает лабиринт, чтобы найти награду в виде еды, у неё есть общая схема лабиринта и т.д.
что является наиболее общим и глубоким способом предсказания окружающих нас событий в природе и общественной жизни? конечно, наука. цель науки — построить модели всех важных для человека явлений, чтобы надёжно прогнозировать желаемый результат при заданном воздействии на систему. и даже больше, с помощью этих моделей создать новые системы с предсказуемыми и полезными свойствами.
в современном мире научная деятельность реализуется только в больших организованных группах. ни один учёный уже не может действовать в одиночку, не может объять в своём сознании даже одно конкретное научное направление, а лишь какой-то достаточно узкий аспект. только научное сообщество целиком, вместе с организацией внутренней критической функции (рецензирование, оппонирование, перепроверка экспериментов) может охватить всю сферу научного опыта, совместно создавая новые инструменты познания и управления природой.
и вот это познание и управление неочевидным, невидимым, не чувствуемым непосредственно здесь и сейчас по сути и есть реализация высшего психического механизма.
по идее советского психолога л.с.выготского, все высшие психические функции человека проходят ступени экстериоризации (через организацию внешних опорных инструментов) и интериоризацию (присвоение навыков). так для счёта человек вначале использовал палочки и камни, для запоминания — метки, для мышления — речь. в каком-то смысле сейчас мы всё больше и больше экстериоризируем наши психические функции. мы используем карты, компьютеры, средства связи, приборы и механизмы, которые расширяют наши память, внимание, мышление и даже мотивацию, тем самым становясь как бы психическими киборгами в мире, заполненном упрощающими нашу жизнь девайсами.
науку же можно представить как экстериоризацию, вынесение вовне, самой сути психического отражения как такового, как общую психику надсоциального существа-общества, к результатам деятельности которого может подключиться через достижения прогресса любой отдельный человек.