Продолжаем говорить о способах и проявлениях ухода от прямых высказываний в терапевтических ситуациях.
Вчера мы говорили о рационализации.
Сегодня на повестке дня интеллектуализация — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке «абстрагироваться» от своих чувств. Например, комментарий «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу», брошенный мимоходом, равнодушным тоном, предполагает, что сама мысль о чувстве гнева теоретически приемлема для человека, но его актуальное выражение все еще блокировано.
Рационализациями и интеллектуализациями часто пользуются такие типы клиентов как монополисты. Они много и широко говорят о себе, рассказывают бесконечные истории из своей жизни, непрерывно болтают, так как, когда молчат, начинают испытывать тревогу. С таким клиентом помогает техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап разговора.
Противоположная ситуация – молчание и пассивность, когда клиент долго держит паузу или дает односложные ответы. Это настоящее испытание для терапевта, за которым могут стоять разные причины. Например:
- боязнь и неумение говорить о себе;
- боязнь выглядеть глупым;
- страх перед авторитетом терапевта;
- боязнь быть отвергнутым;
- недоверие к терапевту;
- непонимание того, что происходит;
- скрытая враждебность к психологу;
- и т.д..
Наша задача – помочь клиенту начать говорить, так, чтобы он увидел, что ничего ужасного не происходит. Самые простые способы следующие: спросить: «О чем ты молчишь?»; поинтересоваться: «Если бы твое молчание было историей, то о чем бы она была?». Можно попробовать предложить клиенту взглянуть на ситуацию со стороны: «Представь, что ты смотришь со стороны на человека, который молчит и отвечает только «да» и «нет». Как ты думаешь, почему он так делает?»
Продолжение следует...
🔔Подписывайтесь чтобы не пропустить!