Найти тему
Overtime.life

Уникальные церкви Екатеринбурга

Пожалуй, нет в Екатеринбурге человека, который бы не слышал о Храме-на-Крови, чуть меньше людей знают о Вознесенской Церкви и храме Большого Златоуста. Но в городе есть и другие очень необычные церкви. В столице Урала можно найти методистский, католический и православный армянский храмы. Подробности об их истории и архитектуре читайте в новом тексте Overtime.life.

Храм Святой Анны

Адрес: ул. Гоголя, 9

-2

В России существует четыре католических епархии — с центрами в Москве, Новосибирске, Иркутске и Саратове. На Урале католических церквей мало. В Екатеринбурге — это Храм Святой Анны, есть два храма в Нижнем Тагиле, Челябинске, часовни в Североуральске и Краснотурьинске. Все они относятся к епархии Преображения Господня с центром в Новосибирске и подчиняются Ватикану, Папе Франциску I.

— Екатеринбургская община насчитывает от 1000 до 1500 прихожан, большинство из них русскоязычные. Многие знакомы друг с другом много лет, вместе строили храм, ездили в паломничества, — отмечает екатеринбургский историк и прихожанка католической общины, Татьяна Мосунова. В приходе регулярно проводятся встречи, люди вместе готовятся к праздникам, обсуждают дела за чашкой чая, играют на гитаре. В стереотипном представлении это не слишком вяжется с понятием церкви. Но, по мнению Татьяны Мосуновой, странного тут нет.

Католический приход — очень открытая организация, — объясняет прихожанка. Здесь проводят кинопросмотры, лекции, иногда даже выставки проходят. Для детей организуются «Каникулы с Богом» — это что-то вроде летнего лагеря, где ребята учатся взаимодействовать друг с другом, с коллективом и приобщаются к вере. Большое влияние на современных католиков оказал понтификат Папы Иоанна Павла II,  который был очень открыт и часто общался с молодежью.

Когда-то храм находился на пятачке рядом с современным БЦ «Высоцкий», напротив гостиницы «Центральная» — это было небольшое кирпичное здание в псевдоготическом стиле, построенное в 1884 году на деньги русского поляка Альфонса Поклевского-Козелл.

-3

В начале XX века сын Альфонса, Викентий купил для общины здание на Гоголя, 9, вскоре рядом появились еще две постройки. Но приходу они принадлежали недолго. В 30-е годы Костёл закрыли и все строения (в том числе храм в центре) приспособили под светские нужды. Так в Великую Отечественную войну в здании церкви хранились нумизматические коллекции Эрмитажа. Потом в нем располагалась автостанция. В 1963 году в Свердловске построили новый автовокзал и храм решили убрать — постройку взорвали. Однако незадолго до сноса в здание въехали скульпторы и обустроили там мастерскую. Даже успели закончить проект — памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу (он же «Варежка», стоящий на Привокзальной площади). Еще рассказывают, что на месте храма хотели поставить памятник Малышеву. Но когда сделали макет, оказалось, что он выглядит лучше, чем памятник Ленину. Такого быть, конечно же, не могло. Поэтому от идеи отказались.

Над пятачком провели троллейбусные линии, различные электрические разводки. У общины остались только здания на Гоголя, да и те сохранились не в лучшем виде — два из них были коммуналками, а в третьем (помещение современного храма) торговцы хранили мандарины.

В 1991 году в стране принимают закон о возвращении бывшей церковной собственности, восстанавливается структура Католической Церкви. Образуются епархии с центрами в Москве и Новосибирске. Возрождается община в Екатеринбурге, сюда направляют священника-миссионера. Первое время службы проходят в ЦКиИ «Верх-Исетский», потом — в ДК «Всероссийского общества глухих». Вскоре община пишет письмо свердловскому губернатору Эдуарду Росселю. Общине вновь отдают здание бывших конюшен на Гоголя. В течение семи лет возвращаются и строения рядом.

На Гоголя приход вернулся в 1996 году. В 2000 году церковь освятили как Римско-католический храм Святой Анны.

Во время реконструкции в 90-е в одной из коммуналок обустроили дом священника и зал для встреч, в другой сейчас проводят занятия воскресной школы. Сам храм разместился в здании бывшего каретного сарая — только башню сверху добавили (кстати, изнутри она напоминает перевернутую лодку — такая метафора ковчега). Отвечал за реконструкцию словацкий архитектор Мартин Гольдбик. Строить помогали семинаристы и волонтеры из Польши и разных регионов России.

Церковь Святого Иоанна Предтечи (Сурб Карапет)

Адрес: ул. Тверитина, 54

-4

Это первая армянская церковь на Урале. Её строительство начали в 2003 году, а завершили лишь спустя 10 лет — в октябре 2013. Обряд освящения провел Католикос всех армян (высший титул Армянской апостольской церкви) Гарегин II, специально приехавший в Россию. Церкви дали имя Святого Ованнеса Карапета (в переводе с армянского — «Иоанна Предтечи», то есть Иоанна Крестителя).

Первый армянский храм в России появился в Астрахани в 1717 году. Понятно, что в советский период Церковь переживала не лучшие времена. Ситуация стала меняться после распада СССР. Кроме того, из-за трудной экономической обстановки в Армении и войны в Нагорном Карабахе многие армяне мигрировали в Россию. Это способствовало активному строительству армянских храмов.

Церковь Святого Ованнеса Карапета стала первым армянским храмом на Урале. Позднее армянские церкви начали возводить в Перми, Тюмени, Челябинске, Уфе, Магнитогорске, Стерлитамаке. Правда, они пока не освящены, а многие до сих пор находятся в стадии строительства.

— Здание екатеринбургской церкви нельзя назвать уникальным, оно величественно в своей простоте, — считает священник Аристакес Оганнисян. Армянская церковь в принципе очень аскетична и не терпит украшений. Для нее особенно важно соблюдение канонов. Так специально для екатеринбургского храма из Армении доставили туф. Это камень вулканического происхождения, каким облицовываются все церкви на территории Армении — причем в России туф не найти. По словам отца Аристакеса, этот камень очень много значит для армян и символизирует всю армянскую нацию.

В Церкви Ованнеса Карапета проводятся те же богослужения, что и в русских храмах, существует воскресная школа. Только все тексты произносятся на древнеармянском языке — грабаре. Сегодня он, как и церковно-славянский, устарел и в обычной жизни уже не используется.

Точных данных о количестве прихожан храма нет. По словам настоятеля Аристакеса Оганнисяна, найти армянина-атеиста довольно сложно, поэтому все представители армянской диаспоры в Свердловской области считаются прихожанами Церкви и членами общины.

Первая Объединенная Методистская Церковь

Адрес: ул. Шаумяна, 82

-5

В этом году церковь отметила 30-летний юбилей. Сегодня у общины есть собственное здание (оно по внешнему виду напоминает летящий вперёд корабль). Внутри скромно, но уютно — белые стены, деревянные скамьи, растения в горшках. А когда-то у прихода даже не было здания: первое время собирались в мединституте или в актовом зале общежития, потом гостили в Доме политпросвещения (нынешний Театр Эстрады) и в здании на Малышева, неподалеку. Но обо всем по порядку.

Строительство церкви началось в 1995 году, а закончилось только в 2000 году, тогда же заселились в здание, а через год его освятили. Постройка получилась похожей на церковь, пастором которой был первый миссионер. О нём стоит рассказать отдельно.

В 1990 году группа студентов из США вместе с преподобным Дуайтом Ремси (старшим пастором американской Бродмурской методистской церкви) решила посетить Тобольск. С одной стороны — это была христианская миссия, которая должна была привлечь в конфессию новых верующих. С другой — дружественный визит. Железный занавес поднялся, Россия и прочие державы наконец-то получили возможность узнать друг друга, рассмотреть изнутри. Вот и прилетела группа американских методистов в Москву, там сели на поезд до Тобольска. Но до своей станции не доехали… Неожиданно решили сойти в Екатеринбурге. Почему? Сейчас вряд ли кто скажет. Здесь они познакомились с учениками и учителями английской школы №2, а также со студентами и преподавателями тогдашнего УрГУ. В Тобольск ехать раздумали. Через какое-то время студенты с пастором улетели на Родину. А уральцы, вдохновившись их примером, решили основать свою общину в Екатеринбурге.

Как рассказывает одна из двух пасторов екатеринбургской церкви и старший пастор Урало-Сибирского округа Ольга Коцуба, первый русский методистский храм появился в Санкт-Петербурге в конце XIX века, благодаря Анне Эклунд. Со временем церквей строилось всё больше, образовалось несколько общин на Дальнем Востоке. Однако с революцией дело застопорилось.

Возродилась конфессия лишь в 90-е в столице Урала. Основателями церкви стали первая женщина-пастор в России Лидия Истомина и её семья. Вскоре общины стали создаваться в Самаре, Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге и Пскове. Теперь методистские организации есть почти в каждом крупном городе. Если брать Урал и Сибирь, то это церкви в Екатеринбурге, Сатке, Тюмени, Томске, библейская группа в Кургане и другие локальные центры. Правда, не у всех есть свои здания, а общины, как правило, небольшие — екатеринбургская насчитывает 70-100 человек.

Первое время уральцы собирались в аудиториях мединститута, потом в актовом зале в общежитии. Только спустя год организацию зарегистрировали как Первую Объединенную Методистскую Церковь. Действовали во многом по наитию, переводили иностранные труды — в 90-е библейских книг в России в ходу почти не было. Своя литература появилась у общины лишь через год, когда Дуайт Ремси привёз книги в Екатеринбург. Тогда же стали проводить первые службы.

В 90-е у церкви была начальная школа с приглашенными учителями. Был приют (носил имя Святого Апостола Павла) для детей из проблемных и бедных семей, но так вышло, что здание отошло властям. Еще когда-то храм помогал двум городским столовым, которые кормили одиноких людей. Различную поддержку оказывают и сегодня: юные прихожане посещают хосписы, ухаживают за больными.

Как говорит пастор Ольга Коцуба, методизм не про фанатичную веру, а скорее про всестороннее развитие человека. Так в екатеринбургской церкви проводят творческие вечера. Иногда в храм приходят актёры, певцы, музыканты и бесплатно проводят концерты. Врачи читают лекции о здоровом образе жизни. Церковь в каком-то смысле модернистская, к примеру, во время молодежных прославлений (часть воскресной службы) звучат гитары и барабаны. Есть занятия по изучению английского языка.

Время от времени в храм приезжают методисты из других стран. Сначала это были чисто просветительские поездки, иностранцы делились опытом с уральскими методистами. А теперь это полноценный обмен знаниями: екатеринбургский приход теперь сам может учить коллег.

Автор: Анастасия Муравьёва. Фото: Главная картинка: Александра Водолажченко. Фото внутри группы церквей "ВКонтакте"