Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет мы можем включать в любой вид деятельности. это некая схема действительности, реальности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад),
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.),
- общественные (игры в празднование Дня рождения города, библиотеку, школу и т.д.).
Содержание игры — это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей. Содержание игры делает её привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. И здесь, конечно, сложнее всего придумать то, что пробудит интерес детей. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. В младшем дошкольном возрасте чаще всего мы используем животных, их детенышей. Дети их очень любят, ассоциируют себя с ними. А чуть дальше, в среднем возрасте, уже появляются сказочные герои. И это здорово, потому что в этом возрасте дети осознают себя как личность и им нужны имена, друзья такие же как они. В старшем возрасте здесь, конечно, уже профессии подойдут. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребёнка роль — это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Ребенок использует ролевые действия и ролевую речь.
Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры.
1. Игровая ситуация, подводящая к целеполаганию (сталкиваемся с ситуацией, когда нам необходимо включиться в какое-либо дело).
2. Выбираем игру (во что будем играть; кем будем: волшебниками, метеорологами, космонавтами, врачами и др.; что будем делать в этой роли (ролях) .
3. Разворачивание сюжета (формируем ролевое поведение по заданному началу сюжета; заданным правилам; принимаем на себя роли).
4. Создание нестандартных ситуаций в игре (изменяем правила игры; играем по-новому; решаем проблемы; выходим из ситуации; меняемся ролями).
5. Завершение сюжета игры (выходим из роли; подводим итоги; делимся впечатлениями).
6. Рефлексия (проговариваем, какие эмоции испытали).
7. Выход на самостоятельную деятельность (проговариваем, как и какую игру можно организовать самостоятельно; обсуждаем возможность обмена ролями).
Игра в волшебников.
- Учимся делать опыты. Ставим чашу со снегом в теплое место. Наблюдаем как тает снег, потом испаряется вода.Но в 3- 4 года ребенку трудно понять что такое опыт. Больше это волшебство, чудо. Поэтому именно на этом выстраиваем игру. Этот эксперимент дети не осознают, на сделать какие - то выводы они уже смогут.
- Можно сказать , что пришла фея Зима и пожаловалась, что все карточки зимы перепутались с карточками весны. И ей нужны волшебники, которые помогут разобраться.
Конструирование.
- Строим город для друзей.
- Строим полосу препятствий и играем в спортсменов.
Настольные игры.
Путешествие. Например, Емеля путешествует и направляется к своему другу Синбаду - мореходу. И нужно разобраться какой транспорт подойдет на том или ином участке пути.
Игра в индейцев.
Можно самим сделать головной убор. Выбрать название по картинкам, как будем называться его племя. И по определенной схеме составить рассказы.
Полет в космос.
Придумать сюжет. Зачем нам срочно надо лететь в космос (звездочка потерялась, открывается школа космонавтов, приближается астероид и надо его остановить).
Правила игры в Космос.
Шаг 1. Подготовка космического корабля.
Шаг 2. Подготовка оборудования (продумать какое будет оборудование, как будет выглядеть корабль, что туда мы должны внести, заложить).
Шаг 3. Запуск корабля. Взрослый руководит из центра управления. Командир корабля исполняет команды (взрослый должен отойти на задний план, но появляется новая роль командир из центра, который дает приказы команде корабля).
Шаг 4. Выполнение текущих задач членами команды (можно сделать маршрутные карты либр на картинках и командир организует выполнение текущих задач).
Шаг 5. Командир корабля организует решение проблем, возникших в нештатных ситуациях (и тут уже задача взрослого подсунуть задачу нештатной ситуации).
Шаг 6. Возвращение на Землю.
Шаг 7. Высадка экипажа.
Предлагаем вам схему корабля.
Корабль можно построить из чего угодно.Необходимо сделать отсеки. Это и центр управления, кабина полета и командира корабля.Отсек бортинженеров. Отсек врачей. Отсек журналистов. Отсек ученых. Но следует помнить , что прежде чес начать играть в такую игру, дети должны узнать о космическом корабле, о полетах, а космонавтах, а потом уже эти знания и умения применить на практике.
Какие могут быть нештатные ситуации:
1. Корабль прошёл поток мелких астероидов, немного сбился с курса. Командиру и пилотам организовать выравнивание курса.
2. Вышел из строя маневровый двигатель. Бортинженерам выйти в открытый космос для устранения неполадок.
3. Три члена экипажа заболели ОРЗ. Организовать лечение и изоляцию от других членов экипажа.
4. Приборы зафиксировали наличие космической пыли на поверхности солнечной батареи. В результате зарядный ток уменьшился. Исследователям выйти в открытый космос, очистить батарею, взять пробы космической пыли и изучить.
5. Редакции затребовали репортажи о жизни на борту корабля. Журналистам подготовить и передать репортаж о работе каждой команды.
В следующий раз можно поменяться ролями.
Светлана Паршина, руководитель отдела образования онлайн - школы "СОтворчество 2100", автор текстов на аттестационной платформе, автор учебников и учебных пособий.