Найти тему
Круто об искусстве

У нее не было никаких шансов не стать художником.

Зинаида Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Зинаида Серебрякова "За туалетом. Автопортрет", 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

"Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете"

Зинаида Лансере, будущая Серебрякова, родилась декабре 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. У нее не было никаких шансов не стать художником - ее мать, Екатерина Лансере (в девичестве Бенуа, родная сестра Александра Бенуа - художника, историка и критика искусства, основателя "Мира искусства"), была художником-графиком, а отец, Евгений Лансере, - известным петербургским скульптором.

-2

"Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом" (из воспоминаний Ал. Бенуа).

Первыми учителями юной Зинаиды были дядя Шура и дядя Берта (Александр и Альберт Бенуа). И, в общем-то, она с детства приучилась к тому, что рисовать и писать кистью так же естественно, как и дышать.

В искусстве авангарда ХХ столетия Серебрякова стоит особняком - художественный алфавит ее был абсолютно равнодушен ко всевозможным новым "измам". ПРОСТОТА, ИЗЯЩЕСТВО, СДЕРЖАННОСТЬ - вот РЕЦЕПТ ее искусства.

"Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…" (из воспоминаний Ал. Бенуа).

Здесь, на автопортрете 1909 года, Зинаида Серебрякова была еще счастлива. Она была дома, в России, рядом были дети, мама и супруг.

-3

К слову о супруге. Они были знакомы с детства, а а 1905 году Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата - привет, инцест - Бориса Серебрякова (церковь, конечно, была против, но 300 целковых, немалые деньги по тем временам, уладили дело).

Позже, в 1919 году, Борис умрет у Зинаиды на руках от сыпного тифа - она овдовеет в 36 лет, по иронии судьбы как и ее мать (второе совпадение - Борису Серебрякову было 39 лет, как и отцу художницы, когда тот умер).

Мир Серебряковой рухнул, как вот вот рассыплется карточный домик, который четверо ее, уже осиротевших детей, собирают на одноименной картине 1919 года.

-4

А потом было отсутствие работы, голод, Петроград. Именно в этот период Зинаида становится почти Дега, хотя конечно совсем не Дега, но звучит красиво, да и сама художница очень его любила.

Произошло это так: новая советская власть подселила в комнаты (бывшая квартира Бенуа в Петербурге) искусствоведа Сергея Эрнста и художника Дмитрия Бушена, которые оказались страстными балетоманами. Благодаря их помощи старшая дочь Татьяна начала посещать балетные занятия, а Серебрякова смогла попасть в закулисье Мариинского театра. Так появилась серия балетных сцен, легко и стремительно намеченных пастелью.

-5

У Серебряковой вообще, кажется, все легко. В живописи, не в жизни.

А потом был Париж и большие надежды (как у Диккенса).

В России остались 74-яя мама и четверо детей, а во Франции была мода на авангард и "традиционный" подход Серебряковой был не совсем к месту.

Правда, именно в эмиграции, художница создала свои невероятные марокканские этюды. Просто диву даешься, ведь эти беглые наброски так точно и убедительно передают саму душу Востока.

-6
-7
-8

Благодаря дяде Шуре удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра (1925) и младшей дочери Екатерины (1928).

"Мама считала, что уезжает на время..." - вспоминала позже старшая дочь Тата, которая увидит мать только после 36 лет разлуки (в 1960 году, Татьяна к тому времени уже стала маститым театральным художником во МХАТе).

Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась гражданкой СССР и хранила надежду на воссоединение с семьей. Но во время оккупации Франции фашистами ей грозил концлагерь за связь с СССР. Чтобы получить нансеновский паспорт - международный документ, удостоверяющий личность беженца, - ей пришлось отказаться от советского гражданства (читай запрет на переписку с родными). Только через 6 лет вернется возможность получать от них письма.

А потом пришло время Оттепели. Выставки 1965 года в Москве, Киеве, Ленинграде - оглушительный успех. Мода на Серебрякову стала даже чрезмерной - ей подражали вплоть до манеры одеваться и укладывать волосы.

А, между тем, Зинаиде уже 80 лет. И она так и не решилась вернуться в Россию.

Но здесь, в 1909 году, она, еще такая молодая и такая счастливая. И вся красота и притягательная сила ее автопортрета в этой удивительной естественности.

Фрагмент
Фрагмент

Свежий цвет, звучащий в унисон с морозным и солнечным днем за окном, подчеркивает задор молодой художницы.

Серебрякова любовно прописывает каждую деталь, каждый блик и отсвет. Все очень просто (а в простоте, как мы знаем, сила), игриво и радостно.

Бенуа называл эту картину "таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот", что нельзя не благодарить ее".

И ее отблагодарили. За свежесть и за молодость, за свет и его блики, за белый, хрустящий как снег, цвет (и за белое на белом - очень трудная задача для живописи), за задорно выписанные детали женского туалета, за зеркало, которое всегда таит в себе смыслы и невольно отделяет персонаж на картине от зрителя в зале, за сверкающие, игриво-дерзкие глаза... Глаза, живущие еще в Российской империи.

Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея вместе с двумя другими работами Серебряковой. И казалось, что все еще впереди.

Зинаида Серебрякова "Автопортрет", 1956. Тульский областной художественный музей, Тула.
Зинаида Серебрякова "Автопортрет", 1956. Тульский областной художественный музей, Тула.

И в автопортрете 1956 года она по-прежнему улыбается, вот только глаза выдают всю усталость и боль никому не нужной художницы.

-11
-12