Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Специалистов нет, но вы держитесь" - о трудностях занятий для малышей с алалией/аутизмом

Меня тут недавно спросили почему я занимаюсь с ребёнком сама - неужто "не могла давно обратиться к знающим специалистам"? Могла конечно. И даже пыталась. Но увы: все люди любят возиться поменьше, а получать побольше. Логопеды не исключение - пока Лёва был маленький (до 3 лет), нас с его сенсомоторной алалией футболили только так.

Как оказалось позже, далеко не все умеют вытаскивать речь из неговорящих детей. Да и логопедов, работающих с детьми раннего возраста, единицы. Поэтому, в основном, приходится наблюдать ситуации, когда логопед говорит, что не возьмётся за малыша до 4-5 лет, пока ребенок сам худо-бедно заговорит и будет с чем работать.

К одной из моих статей был написан вполне дельный комментарий, что иногда дело не в ребёнке, а в родителе. Мол, сходу видно, что взрослый либо истерик, либо лодырь, который рассчитывает на чудеса за 1-2 раза в неделю, да подешевле, поэтому проще не связываться. Не спорю - такое тоже может быть. Но в нашем случае всё же имел место отказ именно от сложного ребёнка - в период с 2 до 3 лет мы активно искали частного специалиста по авитам и прочим профиру, у кого стояло в графе услуг "Работаю с алалией". Но практически все разговоры обрывались: как только человек слышал от меня слова "Сенсомоторная алалия" + "2,5 года" - прям сразу образовывалась фантастическая занятость. Ну а те немногие, которые всё же соглашались встретиться с Лёвой, не смогли найти к нему подход. В общем, пока мы по сарафанному радио не нашли в 3,10 логопеда, работающего с алаликами и умеющего вытаскивать речь, выкручиваться с занятиями приходилось мне.

В этом свете меня всегда особенно умиляли (и умиляют) слова, что с таким ребёнком надо заниматься как можно раньше! То есть, нарисовывалась поистине парадоксальная ситуация: среди специалистов, которые учились на такие вещи, охотников на сложного ребёнка, который не говорил и не понимал речь, даже за довольно высокую ставку, не находилось. А вот я каким-то образом, не имея вообще никаких познаний, должна заниматься.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Однако при помощи ежедневной системной долбиловки заучиванием слов, просьб и общим развитием мне таки удалось не дать сыну отстать интеллектуально. Мне пришлось изгаляться и выдумывать объяснения без речи, на пальцах, тычках и прочем, скакать с поощрениями, уговорами, терпеть истерики и даже заставлять, но к саду Лёва знал всё, что требовали в младшей группе и немного больше. С ходом интеллектуального развития удалось запустить и наладить некоторое самообслуживание, развить игру, а также довести понимание речи до примерно 50%. Это было действительно круто, учитывая, что ещё в два года всё было почти по нулям.

Отсутствие педагогов конечно меня не радовало, зато, оглядываясь назад, я понимаю, что опыт "спасения утопающих самими утопающими" показал мне, насколько важны регулярные занятия с таким ребёнком. Возможно, то, что мы поздновато нашли своего специалиста, всё-таки сослужило мне службу: мне не надо доказывать, что обязательно следует делать домашние задания и дополнительно работать. Я понимала, что если даже мои, где-то неумелые, непрофессиональные игры и занятия так хорошо двинули развитие сына, то толковый логопед точно сможет достать из него речь. Так и получилось.

Однако, хоть я сейчас и разочарую многих, с вызовом речи и ходьбой к хорошему логопеду оказалось, что работа не заканчивается. Я видела мнение, что якобы алаликов не нужно ничем другим загружать, мол, им нужно тренировать только речь, а всё остальное "лишние глупости". Может для нормы или околонормы оно всё и лишнее, но при настоящих алалии, аутизме, любом другом сложном расстройстве развития родитель неизбежно натолкнется на то, что увы, пострадала-то не только речь.

Область Брока, ответственная за говорение, лежит в левой лобной доле, что практически всегда автоматически значит наличие "лобных" проблем у ребёнка - отвлекаемости, быстрой утомляемости, а "вишенкой на торте" нас встречает низкий самоконтроль и слабая воля. Если пострадала область Вернике, связанная с пониманием речи, то проблем не меньше - у ребенка тормозится всё развитие, так как не формируется произвольное внимание (оно включается как раз на фоне понимания), из-за чего не в последнюю очередь страдает память и регуляция поведения. Своя нормальная речь тоже не формируется - не из чего, ведь малыш, даже если говорит, то не понимает что и зачем.

То есть, серьёзные проблемы с речью автоматически тянут за собой на дно и другие психические функции, из-за чего со временем начинает страдать мышление. Именно так грубые речевые задержки формируют ЗПР, а то и умственную отсталость у изначально сохранного ребёнка.

Чтобы этого не случилось, остальные психические функции нуждаются в дополнительной проработке, которую один логопед просто не сможет дать. Да, профессиональные логопеды это отличные специалисты, но в том-то и дело, что в основном они занимаются своими прямыми обязанностями - чистотой, развернутостью, правильностью и оформлением речевого высказывания. А всё, что дальше - мышление, внимание, общие знания, регуляция и прочее, если и развивается, то по остаточному принципу, чего для выхода в полноценную норму, а не норму "местами", явно недостаточно. Таким образом, если нет денег на ещё по 3 часа в неделю у психолога и дефектолога + какие-нибудь игровые терапии, то придётся либо довольствоваться отрывочным развитием, либо затыкать эти "дыры" самостоятельно, попутно делая домашние задания от логопеда. Вот собственно и ответ, почему я так много скачу вокруг ребёнка и зачем ему эти "лишние" занятия.

Домашними заданиями тоже не советую пренебрегать - это не блажь специалиста, не желание, чтобы родитель делал работу за него, ещё и деньги приплачивал. Домашние задания просто дают возможность закрепить знания и не дать им откатиться. Они позволяют идти по программе вперёд, а не месяцами переливать одно и то же из пустого в порожнее. Если ничего не делать, то и у самого лучшего педагога ребёнок будет топтаться на месте, а родители разочаруются в "грабительских/бесполезных" занятиях и побегут в сотый раз спрашивать по форумам куда свозить и чем бы ещё напоить малыша, чтобы он начал понимать/говорить. Свозить и напоить это конечно хорошо, особенно, когда денег много, но по отношению к занятиям все эти мероприятия, кроме случаев, где без лекарств правда никак, вспомогательны и вторичны.

Напоследок хочу сказать, что да, все дети разные, сила нарушений разная, сопутствующие проблемы со здоровьем тоже влияют, но системное развитие и занятия могут улучшить состояние практически всех детей. Пусть в итоге ребёнок не будет выдающимся гением, но пробиться к норме можно почти наверняка, просто надо понимать, что за сложными диагнозами всегда будет стоять сложная работа.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

"Не беспокойтесь. Мой тоже долго молчал, а потом как прорвало" - почему не всегда стоит верить подобным утверждениям?

"С логопедом/дефектологом работает, а дома ни в какую!" - как преодолеть негативизм ребёнка к домашним занятиям?

"Особый ребёнок никогда не будет нормальным" или "Раз вылечили, значит несерьёзно" - рассказываю, почему оба утверждения чушь