Триллеры и хорроры времени «советского заката»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Поскольку материалы, посвященные советскому пугающему кино, обычно говорят преимущественно о фильме «Вий» (1967), то мы решили исправить ситуацию и обратить внимание на остальные киноленты, которых в эпоху «позднего СССР» было заметное количество.
Формальный отсчет пугающего кино «эпохи советского заката» можно вести от 1977 года, когда на экраны выходит лента «Злой дух Ямбуя». В ней рассказывается о геодезической экспедиции послевоенного времени, которая работает в Восточной Сибири. Внезапно начинаются пропадать «наблюдатели». Начальник партии Федосеев (чья повесть и была экранизирована) предполагает найти рациональное объяснение происшествиям. Но ошибается в своих версиях
Равно как выше упомянутый фильм определенное воздействие на западного зрителя оказала советская готическая лента 1979 года «Дикая охота короля Стаха». По крайне мере утверждается, что именно после её просмотра Умберто Эко родил замысел для «Имя Розы». В фильме рассказывается о специалисте по этнографии, который в дореволюционное время прибыл в глухой уголок Белоруссии, и внезапно обнаружил, что страшные легенды о «дикой охоте» могут ожить
Фильм «Вельд» (1987) был экранизацией самых угрюмых произведений Рея Брэдбери. Действие происходит в мрачном европейском городе, где карантинные команды уничтожают странных существ, как бы вернувшихся с того света, а в доме врача Майкла дети оказываются под воздействием новомодного гаджета, который делает их маленькими хищниками, подобно львам, которых они могут видеть
Фильм «Господин оформитель» (1988) является легендой советского кино. В нём переплетены мотив готики и декаданса. Это вольная экранизация одного из рассказов А.Грина, который в свою очередь опирался на легенду о Пигмалионе. Художник создает манекен для магазина, который наделяет обликом умирающей девушки. Однако затем он встречает точь-в-точь похожую особу и пытается выяснить - это ожившая кукла или живой человек?
Идея для ленты 1989 года «Псы» была навеяна западным фильмом «Крысы», но только в нём подняты социальные, культурные проблемы и очень важна тема умирания. Один из заброшенных городов Средней Азии заселили дикие псы. Команде охотников приказано их уничтожить. Однако для «бригады» этот путь окажется в одну сторону
Когда в 80-ые годы была вновь опубликована мистическая проза Алексея Толстого (не путать с создателем «Хождения по мукам»), то она пользовалась большой популярностью. По этой причине в 1990 году была предпринята экранизация его рассказа «Семья вурдалаков». Действие из Восточной Европы 19 века было перенесено в советскую глубинку «актуального времени». Один за другим члены семьи мародера и могилокопателя становятся «живыми мертвецами»
Фильм 1991 года «Люми» является хоррорной импровизацией на тему Красной Шапочки. Однако волк заменен разумным зверосуществом «люми», которое с известной регулярностью пытается отомстить людям, которые уничтожили «их род». Для этого оно направляется на удаленный латвийский хутор (хотя в фильме все актеры – российские) для того, чтобы уничтожить маленькую девочку. Этому пытается помешать писатель, который становится «охотником», а сама сказка превращается в нечто вроде «инструкции по выживанию»
Кинокартина «Жажда страсти» (1991) невольно отсылается нас к стилистике «Господина оформителя». Опять декаданс перемешан с элементами готики и хоррора. Вполне рационально мыслящий дореволюционный следователь пытается разгадать тайну странного убийства, за которым кроется мистика «чистейшей воды».
Завершаем наш рассказ упоминаниям мистико-исторического триллера «Феофания, рисующая смерть» (1991), в котором говорится о Древней Руси, когда столкнулось язычество и христианство. В одной деревне происходят убийства, и всем кажется, что в округе завелся оборотень