В Мекке сначала не было ничего слышно об избрании Абу Бакра в качестве халифа в Медине.
Здесь необходимо сказать о том, что начальник мекканского гарнизона Аттаб б. Усайд б. аль-Ас захотел узнать мнение у Абу Суфьяна, который был главой рода Омейядов.
Абу Суфьян вначале выступил против халифата Абу Бакра и даже сказал Достопочтенному Али и Аббасу: «Я заполню Медину конными и пешими воинами. Вы же идите и поднимет восстание, чтобы взять власть в свои руки».
Но Абу Бакр с целью приблизить Абу Суфьяна к себе, подарил ему принесенное им имущество и назначил его сына наместником Шама. Абу Суфьян, который до этого не желал видеть его в роли халифа, после этого назначения его сына изменил свою позицию, сказав: «Абу Бакр восстановил свои родственные узы»[1].
В то же самое время, назначив некоторых представителей рода Омейядов на ряд важных постов, он разделил с ними власть.
Согласно мнению суннитских ученых, Абу Бакр, который сам был мухаджиром, нуждался в том, чтобы оказывать определенную помощь хазраджитам, чтобы они присягнули ему.
Абу Бакр постарался привести к присяге и женщин, раздавая им различные подарки. Зайд б. Сабит говорит о том, что принес одной женщине из племени Бани Ади подарок от Абу Бакра. Женщина спросила его о том, что это такое. Зайд ответил: «Это подарок халифа, который он велел разделить между женщинами». Осознав, что преподнесенный ей подарок – это своего рода подкуп, женщина сказал Зайду: «Вы что даете мне взятку, чтобы купить мою религию? Клянусь Аллахом, я не приму ничего из этого»[2].
В трудах же ученых Ахль аль-Бейт по этому поводу написано следующее: «Абу Бакр расположил к себе Омейядов и женщин ансаров, предложив им материальные выгоды. Однако Хашимиты считали это непреемлемым по отношению к Достопочтенному Али (АС)».
Здесь будет небесполезно привести следующий случай, который произошел до кончины Посланника Аллаха:
Имама Мусса б. Джафар приводит от своего отца: «В ночь накануне того самого утра, когда Пророк (САВ) должен был умереть, он подозвал к себе Али (АС), Хасана (АС) и Хусейна (АС), а когда они пришли, то запер за ними дверь и сказал: «О Фатима!». Он попросил Фатиму (АС) подойти ближе к нему. Всю ночь они говорили о тайных вещах. Пока шел их долгий разговор, Али (АС), Хасан (АС) и Хусейн (АС) стояли в дверях.
Другие люди стояли у входа. Жены Пророка (САВ) также смотрели на Али (АС) и его сыновей.
Айша сказала: «Ради чего это Посланник Аллаха выставил тебя вон и разговаривает один на один со своей дочерью?».
Достопочтенный Али (АС) сказал ей: «Ты знаешь, для чего он остался с ней наедине и что он должен ей передать. Это вопрос, в котором замешаны твой отец и двое твоих товарищей». Айша не знала, что и сказать, не сумев выговорить ни слова»[3].
Историки зафиксировали слова Абу Бакра, сказанные им на смертном одре:
Абд ар-Рахма б. Ауф приводит: «Когда Абу Бакр был смертельно болен, я пошел его навестить. Я вошел к нему в дом и поприветствовал его. Я сказал ему: «Я не вижу в тебе никакой грусти. Не печалься об этом мире. Клянусь Аллахом, мы знаем тебя только как праведного человека». Он ответил: «Я печалюсь лишь о трех вещах, которые я совершил в своей жизни. Я хотел бы, чтобы я не совершал их никогда. Если бы я оставил дом Фатимы и не отдавал приказ войти в него. О если бы я не открыл бы двери войны. О если бы в тот день, когда люди Бану Саида собрались в Сакифе, чтобы выбрать халифа, я поручил бы это Умару или Абу Убайде. Он бы стал повелителем правоверных, а я был бы его помощником. О если бы, направляя Халида б. Валида с походом на тех, кто отрекся от веры и встал на путь войны, я тоже сидел бы, пока мусульмане не победили бы, если им суждено было победить, а если бы они не смогли бы одержать победу, я был бы им поддержкой и помощником»[4].
Данные слова Абу Бакра привели в своих трудах очень многие ученые и факихи[5].
Мухаммад б. Йазид б. Абд аль-Акбар аль-Багдади в своем труде под названием «Аль-Камиль» приводит следующее повествовании от Абд ар-Рахмана б. Ауфа: Он посетил Абу Бакра, когда тот был смертельно болен. Абд ар-Рахман говорит: «Я вошел к Абу Бакру, чтобы навестить его во время болезни, которая привела к его смерти, поприветствовал его и спросил: «Как ты провел ночь?».
Абу Бакр привстал и сказал: «Я печалюсь о трех вещах, которые я сделал в этой жизни, но лучше бы я их не делал, трех вещах, которые я не сделал, но лучше бы я их сделал, а также трех вещах, о которых мне было бы лучше спросить Пророка (САВ)».
То, что мне было лучше не делать: о если бы я оставил бы дом Фатимы и не давал приказа вторгнуться в него, не открывая двери войне.
В тот день, когда люди Бану Саида собрались у себя под навесом, чтобы выбрать халифа, я отдал бы это дело кому-нибудь из двоих – Умару или Абу Убайде. Если бы один из них стал халифом, я был бы ему помощником.
О если бы, направляя Халида б. Валида с войском в поход против восставших вероотступников (ахль ар-ридда), я сидел бы в местечке Зу-ль-Касса, пока мусульмане не победили бы, если им суждено было победить, а если бы им не суждено было одержать победу, я был бы им поддержкой и помощником… А вот вещи, которые мне было бы лучше сделать…»[6].
[1] Фатх аль-булдан аль-Балазури, с. 31-34; Маджма’ аль-байан, т. 5, с. 260.
[2] Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 1, с. 133.
[3] Бихар аль-анвар, т. 22, с. 490.
[4] Аль-Амваль, с. 193.
[5] Ибн Абд ар-Рабих, Икд аль-Фарид; Аль-Масуди, Мурудж аз-захаб; Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага; Ибн Асакир, Мухтасар тарих Димашк; ат-Табарани, Му’джам аль-кабир.
[6] Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 2 ,с. 45-47.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",