Речь пойдет о Лжедмитрии I. В истории он остался проходимцем на троне. Но на деле был неплохим человеком и способным государем. В терминах Игры престолов наш Лжедмитрий Первый - это как Робб Старк. Симпатичный молодой правитель, который пострадал из-за того, что решил жениться по любви (спойлер: Лжедмитрия убьют посреди собственной свадьбы).
Русь, начало 17 века. Царь Борис Годунов доживал последние дни. В стране был кризис: три года подряд случился неурожай. Крестьяне голодали, дворяне выставляли слуг на мороз, чтобы не кормить, по дорогам шастали разбойники.
Народ стал роптать и во всем обвинять царя. Тем более, что Борис был избранным царем, а не природным. И природный государь не замедлил явиться и заявить о своих правах. Это был младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий.
Настоящий царевич погиб в возрасте восьми лет — неудачно упал на нож во время игры. Дети, не играйте с ножами!
Но теперь выяснилось, что царевич Дмитрий не погиб, а спасся и хочет занять престол.
Год длилась заваруха, потом царь Борис умер и бояре с армией перешли на сторону самозванца. Чувак официально короновался и стал царем Дмитрием Ивановичем.
Кто был этот паренек, достоверно неизвестно. Либо беглый монах Григорий Отрепьев, либо неизвестный мелкий дворянин, либо истинно спасшийся царевич Дмитрий (правь он подольше, это бы закрепили в официальной легенде) либо еще кто.
Но мужик был во всех отношениях замечательный. Был умен и силен физически. Хорошо стрелял и ездил верхом. Говорил на польском и на латыни (правда писал с ошибками). И очень быстро во все вникал. А главное — не притворялся, вел себя как природный царевич. Либо был такой хороший актер, либо сам верил, что он выживший сын Ивана Грозного.
Но были и недостатки. Как и Робб Старк, Лжедмитрий плохо умел читать людей и не умел просчитывать на несколько ходов вперед. Это же его и погубило.
По воспоминаниям современника:
«...Любил поесть, но после обеда не спал, что было не в обычае прежних царей, не ходил в баню, не позволял постоянно кропить себя святой водой, шокировал москвичей, привыкших к тому, что царь должен был выглядеть степенно и ходить, ведомый под руку ближними боярами, тем, что свободно разгуливал по комнатам, так, что телохранители порой не могли найти его. Любил ходить по городу, заглядывать в мастерские и заводить разговоры с первым встречным.
...Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения.
...Ещё одним нововведением была музыка, звучавшая во время обедов. Любил он устраивать праздники и пиры для придворных.
...В отличие от прежних царей, он оставил преследование скоморохов, не запрещены были больше ни карты, ни шахматы, ни пляски, ни песни...»
С одной стороны, народ его сразу полюбил. По средам и субботам царь принимал народ и разбирал челобитные. В остальные дни участвовал в заседаниях думы и решал государственные дела. Своим союзникам полякам царь обещал Смоленск, но после коронации об этом обещании предусмотрительно забыл и территорию не отдал.
С другой стороны, бояр и простой народ раздражала любовь царя ко всему иноземному. Он даже бороду не носил! (а ещё ел телятину, которую русские считали поганой едой)
Последней каплей стало его решение жениться по любви. На польской красавице Марине Мнишек, в которую он влюбился еще когда был слугой украинского воеводы.
Хотя политической необходимости в этом браке не было, даже наоборот.
Царь вызвал невесту к себе и прислал денег на дорогу.
В апреле 1606 года Марина приехала в Москву с большой свитой. Наскоро перешла в православие, обвенчались.
На свадебном пиру царица появилась в польском платье, а Дмитрий, тоже переодевшись в нерусский наряд, танцевал с женой нерусские танцы.Празднество затянулось, пиры шли каждый день. Наглые поляки танцевали польку на Манежной площади и кричали, что они тут главные, потому что этого царя они поставили.
Приближённые государя предупреждали его, что возможен заговор. Царь отмахивался от предупреждений, увлечённый праздником.
Хитрый боярин Василий Шуйский решил, что пора действовать. Охрану Дмитрия во дворце уменьшили. Московские дома, где остановились поляки, пометили крестами. Ударили в набат и объявили москвичам, что поляки хотят убить царя. Пока народ кинулся бить поляков, чтобы защитить царя (вот ирония), Шуйский с отрядом ворвался в Кремль. С криками «Он вам не Димон!» и «Царь-то — ненастоящий!» они вломились в царские палаты, убили Дмитрия и выволокли его труп на Красную площадь. Несколько дней тело продержали там, потом сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши.
Народ не ожидал такого поворота, многие москвичи плакали.
Царем стал Шуйский, а на Руси объявился еще один самозванец, Лжедмитрий II. В отличие от первого, совершенно лишенный способностей подставной персонаж. Но народ помнил первого Дмитрия и надеялся, что тот снова выжил. Началась полноценная гражданская война и иностранная интервенция. Расхлебывали еще 7 лет, отдали таки Смоленск полякам, тысячи людей погибли от войны и голода.
Выводы для будущих самозванцев:
1. Оказавшись на троне, повнимательнее относитесь к предупреждениям о заговоре
2. Жениться по любви на иноземной крале — плохая идея для государя
Автор - Юрий Деточкин
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2