Курение в поезде за лотерейный билет, высадка не на той станции, клофелин в напитках из вагона-ресторана и штрафы за сорванный стоп-кран... Больше тысячи комментариев пришли к опубликованному монологу бывшего проводника Иона. Коллеги молодого человека одинаково рьяно и подтверждали, и опровергали его слова.
О чем говорил Ион
Недавно я опубликовал монолог проводника Иона – расшифровку программы «Рассказ уволенного. Бывшие проводники поезда», вышедшей на сайте «Премьер». Я сразу предупредил читателей, что не знаю, насколько правда все то, что рассказывает молодой человек, и попросил проводников, знакомых с реальным положением дел, написать в комментариях, где правда, а где нет.
Ион рассказывает, в частности, о работе в поезда Москва – Новый Уренгой. Я сам езжу в поездах преимущественно по маршрутам европейской части России и никогда не сталкивался с таким беспределом, как в тексте Иона. Мне показалось, что многие его истории – из прошлого, из 1980-90-х годов, а некоторые - пересказ баек. Поэтому его история не соответствует теперешнему положению вещей на железной дороге.
На призыв написать, где правда, а где нет, откликнулось более тысячи человек. Комментаторы разделились на два противоположных лагеря. Одни писали: Ион соврал на 10, 20, 50 процентов… Другие подтверждали: все, что он говорит, правда, но на самом деле, еще хуже... В итоге я не пришел ни к какому определенному выводу. Я лишь выбрал наиболее интересные мнения.
«Муж курил за лотерейный билетик»
Больше всего комментаторов задел рассказ Иона про то, что проводники разрешают пассажирам нарушать запрет на курение за деньги или покупку лотерейных билетов.
«У меня курили только на коротких станциях за лотерею в тамбуре. Во время движения – никогда. Менты обязательно выпишут штраф, им плевать, что он проводнику что-то там заплатил», – пишет Алекс Иванов.
«Часто отправляю родственников в Воркуту – все, что сказано, так и есть. Платишь 500 рублей и кури себе на здоровье. Хочешь выпить – у проводника без проблем», – сообщает читатель с ником дед.
«Дед, не надо всех под одну гребенку, все зависит от начальника поезда. У нас выпил – вышел, покурил – предупреждение, еще раз покурил – вышел», – не согласен с дедом Вячеслав.
«Про курение 100%, муж курил за лотерейный билетик», – добавляет еще одна читательница.
«Я тоже курил за лотерейный билетик. Сам билетик брать не стал, просто деньги проводнику отдал», – подтверждает Алексей.
«Я как-то ехал года три назад. Поезд только тронулся с конечной, и проводник на весь вагон громко спросил: курящие есть? Все молчат. 100 рублей – и можете курить. Потом нашлись человек пять-шесть, и женщины тоже. Отдал, конечно. Всего-то цена пары пачек сигарет. Курил в рабочем тамбуре в печку, где топят дровами. На вопрос: “А вдруг полиция?”, проводник сказал: “Не твои проблемы”», – пишет Виктор.
«И даже клофелинили, бывало»
Большая дискуссия разгорелась из-за следующих слов Иона:
«В вагоне-ресторане работали те же проводницы. У них зарплата была от выручки, поэтому они пассажиров и спаивали, и на деньги обсчитывали».
Многие читатели справедливо заметили, что вагоны-рестораны не принадлежат РЖД, а значит, проводники там работать не могут. Однако пользователь с ником черноморский написал, что знает о ситуации, когда бывшая проводница перешла на работу в вагон-ресторан.
«Знаю проводницу с 30 поезда. Часто ездил на нем в Москву и обратно. Так вот в последний раз я ее встретил в вагоне-ресторане за стойкой. Так что ничуть не удивлен», – написал читатель.
«Про ресторан – правда, и даже клофелинили они, бывало», – пишет бывший проводник Валерий. При этом он добавляет, что половина из рассказа Иона – «чушь голимая».
«Пьяненькая дамочка с вагона-ресторана»
Многих задели слова Иона про то, как проводницы иной раз пытаются «подработать», вступая в связь с пассажирами. Читатели не поверили в это, однако некоторые комментаторы подтвердили такие случаи.
«Про проводниц с услугами мог бы не поверить, но один коллега по работе рассказал года три назад. Он один в купе ехал, и пьяненькая дамочка с вагона-ресторана сначала уговаривала пива с ней попить, а потом предложила бутылку дешевого коньяка за 5000, но она с ним на час в купе закрывается. Друг жене верен и послал даму подальше, номер поезда не скажу», – пишет читатель Игорь.
Ион рассказывал, что однажды проводник забыл в поезде закрыть заднюю дверь, а пассажир, шедший по составу, не знал об этом и случайно «вышел» на полном ходу поезда на улицу, упал на рельсы и не выжил.
Эта также вызвало скепсис у людей, однако в прессе упоминались похожие истории. Вот, например, в 2013 году в Приамурье мужчина выпал в 30-градусный мороз из задней двери поезда Москва – Нерюнгри. Он выжил, несмотря на то, что ему прошлось пробежать около получаса до ближайшего разъезда, где чудом оказался дежурный.
«В комментариях кто-то писал, что открытый хвост – выдумка... Ха-ха-ха. Какая выдумка! Иду с обходом (поездной электромеханик), проверяю двери. Твою мать – открыта! А мы уже после отправления три часа едем. Про проституцию – чистая правда. Пацан слабо знает проблему... Все намного хуже», – пишет Сергей.
«Здесь не описано, как проводники покупают уголь за свой счет»
О том, что ситуация на железной дороге «намного хуже», чем описал Ион, говорят и другие комментаторы.
«Работал проводником. Все правильно написал, но мало. Там еще куча подводных течений. Тема бомжей на ж/д достойна отдельного разговора. Тема криминала тоже заслуживает внимания. Я весь этот контингент знал в лицо, и они меня знали, поэтому мой вагон они проходили мимо. На меня как все садились, так и слезали. Многим перешел дорогу, и мне предложили уволиться. Ушел. Жизнь дороже», – пишет Евгений.
«Все прямо в точку! За 29 лет 4 месяца и 15 дней работы проводником, ЛНП и инструктором поездных бригад повидал такого, что рассказанное – лишь малая часть того, что творится (творилось в мое время работы 1989 – 2019) в поездах формирования МПС – РЖД – ФПК», – добавляет Кирилл.
«Работала проводником и начальником поезда. Все описанное в статье имеет место быть. Здесь не описано, как проводники покупают уголь за свой счет. И слабо описана составляющая отстежек. Тут и медкомиссия, и санминимум, и куча всяких инструктажей, после чего надо бабло собрать. Транспортники, пожарники и ревизоры. Хочешь – не хочешь, а будешь и водку продавать, и посылки брать», – пишет Наталья.
Хозяйка вагона
Многие читатели отметили, что описанное Ионом все больше и больше уходит в прошлое, а кое-чего уже и не встретишь. Завершить обзор мнений я хотел бы таким комментарием от Галины, которая рассказывает совсем о других сторонах работы проводником:
«Да, я проводник с 30-летним стажем. Прочитала и оторопела от исповеди бывшего проводника и от комментариев. Даже не знала, с чего начать.
Видимо, сейчас так работают проводники, и пассажиры к такому отношению привычны. Я начала работать в 1974 году. Я – хозяйка в вагоне. Тогда в тамбурах курили, и мы периодически подметали. Пассажиры садились на промежуточных станциях с детьми, пожилые. А свободны только вторые полки, и мы ходили, поднимали молодых людей и устраивали на нижние полки детей и пожилых. Да, на станциях отбивали лед от колодок и туалета.
Мы были молодые, здоровые, все успевали – и белье собрать, и сходить искупаться, если приезжали в Адлер. Вагоны в тупике стояли недалеко от моря. У нас с пассажирами была взаимная любовь. Но проводник – хозяйка вагона!».