Найти в Дзене
Sakh.online

Сахалинские рыбаки поставили путине «тройку»

Оглавление

Ноябрь традиционно считается в островном регионе финишем главной путины года. Промысел лосося на Дальнем Востоке  практически завершён, хотя у Итурупа ещё добывают последнюю кету.

Наука промахнулась

Но кета поступает на переработку уже не с морских неводов, а с рек, где её берут на забойках лососевых рыбоводных заводов при заготовке икры на инкубацию. И, естественно, итоги лососевой страды стали одним из главных вопросов в повестке дня минувшего собрания Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО). Ей в крупнейшем отраслевом объединении рыбаков выставили всего лишь оценку «удовлетворительно». На заседании побывал корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».

Оснований для такой  оценки у руководителя АРСО Максима Козлова было достаточно. Ещё в начале года, когда в ассоциации обсуждали прогноз отраслевой науки на путину-2020, часть рыбаков не скрывала пессимизма – по их мнению, возможный вылов был завышен раза в полтора. Очередной лососевый сезон показал, что не правы обе стороны. Истина, как всегда, оказалась посередине – выловили чуть более 70 процентов обещанного. Проще говоря, учёные не уложились даже в допустимый «коридор ошибок».

Промахнулась отраслевая наука и с промысловыми приоритетами. Ожидалось, например, что кеты в очередной раз возьмут больше, чем горбуши. Но заверения, будто это свидетельствует об отличной работе лососевых рыбоводных заводов, вновь оказались лишь благими пожеланиями. «Кочующей» вдоль побережья горбуши наши рыбаки выловили 32,7 тысячи тонн, а кеты, которая возвращается лишь в свои родные реки, – чуть более 29 тысяч тонн.

Впрочем, многое познаётся в сравнении. И не случайно Козлов отметил: ошибки сахалинских учёных не идут ни в какое сравнение с серьёзными просчётами их коллег по региону. Скажем, прогноз на походы лосося к восточной Камчатке иначе как провальным и не назовёшь. Там вообще не выловили почти 80 процентов обещанной рыбы.

Положительно оценил докладчик и то, что в минувшую путину учёные прислушались к мнению рыбаков в столь щекотливом вопросе, как введение режима проходных дней. Напомним,  промысел в эти дни полностью прекращается, а рыба получает возможность без каких-либо препятствий пройти в нерестовые реки. По словам Козлова, в уходящем году отраслевая наука впервые начала оперативно отменять такие ограничения в районах, где заполнение рек не вызывало опасений за судьбу следующего поколения лосося. А когда теория с практикой совпадают, результат может только радовать.

По заветам Черномырдина

Не обошли на минувшем форуме и такую острую тему, как работа областной комиссии по организации добычи анадромных видов рыб. От этого штаба путины зависит работа сотен предприятий, однако его решения зачастую вызывают недоумение, а то и протесты промысловиков. И одна из причин – состав комиссии, в котором большинство составляют чиновники областных и федеральных ведомств. А они зачастую на заседания и вовсе не приходят. Кстати, вопрос этот актуален для всего региона. Состав анадромных комиссий, правила  их деятельности и полномочия обсуждались и на недавнем Дальневосточном научно-промысловом совете. На собрании АРСО решили подготовить свои предложения, как улучшить работу этого штаба лососевой путины.

Другая беда пришла, откуда её и не ждали – с… Камчатки. Там вдруг обнаружили: рыболовные участки для добычи лосося до сих пор не прошли государственную экологическую экспертизу. Спрашивается, какой такой урон природе могут нанести участки, существующие ещё с прошлого века?

Оказалось, что камчатские рыбаки укрепляли свои морские неводы с помощью мешков с песком. Его же брали на берегу, не имея лицензии на эксплуатацию нерудных материалов или хоть какое-нибудь временное разрешение на подобные вольности. А раз нарушали – платите штраф!

На наших островах из-за частных тайфунов и штормовой  погоды неводы укрепляют только якорями. Но не потащишь же в суд пудовую железяку – там верят только документам. А вот их-то, выданных   госэкспертизой, как раз и нет. На собрании АРСО изрядно озадачились: оплата услуг обойдётся примерно в два миллиона рублей. Да  и хватит ли специалистов у Росприроднадзора, если только в нашей области обследовать придётся сотни рыболовных участков? А главное, никому до сих пор непонятно, что именно надо провести через экспертизу – сам рыболовный участок либо каждый невод, которых  может оказаться два, а то и три.

До следующей путины времени, вроде бы, хватает. И многие, непонятно откуда возникшие,  требования рыбаки могут ещё оспорить, либо хотя бы прояснить. Но согласитесь, ситуация возникла такая, что поневоле вспомнишь крылатое выражение одного отечественного политика: никогда такого не было, и вдруг – опять…

Вагон и маленькая тележка

Очередное собрание АРСО подтвердило: проблем в отрасли меньше не стало. Скажем, в нынешнем году Росприроднадзор стал требовать лицензии на вывоз каждой партии живых крабов, морских ежей и прочих морских обитателей. Раньше такие разрешения давались на весь выделенный конкретному предприятию объём ресурсов. А повезёт выловить его за месяц или за год – это уже промысловые детали, которые кроме рыбаков никого и не волнуют.

Теперь если краболовы, имеющие специально оборудованные суда, ещё как-то пытаются преодолеть новые административные барьеры, то добытчики морского ежа – в настоящей панике.

По словам Козлова, у наших рыбопромышленников уже протухли две партии экспортных поставок, а ведь на Курилах рыбная отрасль – это основа экономики. Не случайно вопрос о пресловутом лицензировании в конце нынешнего месяца будет обсуждаться уже в Совете Федерации. Решено привлечь и федеральную антимонопольную службу.

По некоторым своим проблемам сахалинские рыбаки уже обратились за помощью в региональное правительство. А Максим Козлов, являющийся и депутатом областной Думы, гарантировал членам АРСО и поддержку островного парламента.