(Исаия 48)
Глава 48 — кульминация этого раздела книги Исаии (40—48). Главной проблемой веры Израиля на протяжении всей истории была попытка ответить на вопрос, кто такой Бог. Она достигла своего пика в конфронтации с державами Месопотамии, Ассирией и Вавилоном. Главными вопросами были: «В чьих руках история?» и «Кому будет служить Израиль — одному истинному Богу или богам языческих государств?» В этой главе Божьему народу высказывается причина изгнания — их собственные грехи — и тот факт, что Бог предрекал, что такое случится. Однако Бог также заверяет их в избавлении после того, как они очистятся от греха.
УПРЯМСТВО ИУДЕИ (48:1–11)
В стихах 1–11 ещё раз приводится свидетельство Божьего превосходства, о котором говорилось в предыдущих главах. Бог предрекал события задолго до их осуществления.
«Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и произошедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде» (48:1).
«Слушайте это», — требует Бог через своего пророка Исаию (ст. 1). В этой главе те или иные формы от еврейского корня со значением «слушать» (шама) употреблены 11 раз. Подразумевается, что говорит Бог. Он открыл Себя и Свою волю в человеческой речи. Эта истина несёт в себе повеление: мы должны слушать Слово Господа. Но мы должны не только слушать, но и слушаться!
Имена «Иаков», «Израиль» и «Иуда» указывают, соответственно, на характер (запинающий, хитрый), народ завета и конкретную аудиторию, которой адресуется обращение (Мотьер). Божья весть для этой аудитории такова: вы «клянётесь именем Господа и исповедуете Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде». Они называли себя заветным народом Господа и утверждали, что взывают к Нему, но в этом притязании не было «истины» (подлинности) и соответствия «правде» (норме, данной Богом).
«Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф — имя Ему: "Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и всё сбывалось. Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный; поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: 'Идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть'. Ты слышал — посмотри на всё это! И неужели вы не признаете этого? А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого. Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слышал о том, чтобы ты не сказал: 'Вот, я знал это'. Ты и не слышал, и не знал об этом, и ухо твоё не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева материнского ты прозван отступником. Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро: испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого, делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Моё! Славы Моей не дам иному"» (48:2-11).
Похоже, люди думали, что верность Богу означает верность городу Иерусалиму (ст. 2). А не делаем ли и мы то же самое, говоря о себе как о части «христианского» сообщества? Не временное место нашего обитания определяет праведность, а расположение нашего сердца.
Падение Иерусалима, вавилонское пленение и возвращение остатка Бог предрёк за несколько веков до того, как всё это произошло (ст. 3). Это главная тема главы. В нужное Богу время Его пророчества исполнялись — много раз и так, как Иудея не ожидала по причине своего упрямства (ст. 4). Он делал это, чтобы ни один язычник не мог сказать: «Идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть» (ст. 5). Лжебоги неспособны предвещать что-либо и исполнять это.
Бог в Своё время открывал Свои замыслы (ст. 6). Он делал это для того, чтобы никто не мог похвастать: «Вот, я знал это» (ст. 7). Стих 8 называет цель предсказаний. «Они даются не для того, чтобы мы могли знать будущее, а как подтверждающее свидетельство, чтобы мы могли доверять и доверяли Богу» (Освальт).
Бог не захотел открывать им Свой сокровенный план; Он сказал: «Я знал, что ты поступишь вероломно» (ст. 8). Корневое еврейское слово, переведённое «вероломно», — багад. Оно используется по отношению к нарушителю известного обязательства (1 Цар. 14:33), изменнику (Ис. 33:1) и духовному прелюбодею (Ос . 5:7). Какое обвинение предъявлено Иудее!
Сдерживая гнев, Бог не стал истреблять Свой народ, как они того заслуживали (ст. 9). Он делал это «ради имени [Своего]… и ради славы [Своей]». Если бы Бог не защищал их, народы похвалялись бы, что Господь неспособен спасти Своих поклонников. Свои успехи язычники приписывали бы своим богам. Бог не допустил этого. Он укорял народ Иудеи за неверность, но не истреблял их. Он пощадил их, дабы они осуществили ту цель, для которой были избраны, — привести истинного Раба Божьего в мир.
Бог «испытал [их] в горниле страдания» (ст. 10). Однако сделал Он это не в такой степени, какая нужна для очищения серебра, и потому серебро получилось нечистым. Остались примеси. В стихе 11 мы видим, что Бог действует «ради Себя Самого». (Фраза «ради Себя [Самого]» произнесена дважды для привлечения к ней особого внимания). В исходном еврейском тексте в восклицании «ибо какое было бы нарекание на имя Моё!» слова «на имя Моё» отсутствуют. Они добавлены в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета). Это логично, так как Бог дважды заявлял, что Он делает это не из-за праведности Израиля, а чтобы не было нареканий на Него со стороны народов. Та же мысль прослеживается в повествовании о ходатайстве Моисея перед Богом за непокорных израильтян. Моисей сказал, что истребление Израиля народы припишут неспособности Бога защитить Свой народ (Чис. 14:11–19).
БОЖЬЯ ВЕРНОСТЬ (48:12–16)
Стихи 12–19 предвосхищают избавление, описанное в трёх последних стихах.
«"Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый, и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростёрла небеса; призову их — и они предстанут вместе". Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над халдеями. "Я, Я сказал и призвал его. Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это. Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там". И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (48:12-16).
«Послушай Меня» (ст. 12) — это повеление (то же слово, что «слушайте» в стихе 1), подчёркивающее необходимость уделять безраздельное внимание слову Господа. «Я первый, и Я последний» — в третий раз в пророчестве Исаии заявляет Бог (см. 41:4; 44:6). В каждом случае это утверждение говорит о том, что нет другого бога, который бы объявлял свою волю и совершал великие деяния сотворения (ст. 13) и искупления.
Господь поручил Киру исполнить «волю Свою над Вавилоном» (ст. 14). В этом смысле можно сказать, что «Господь возлюбил его». Это говорит не о спасении царя, а только о его избрании для Господних целей. Кир будет иметь успех, потому что Бог заявил: «Я, Я сказал, и призвал его. Я привёл его» (ст. 15). Эмфатическое местоимение «Я» в начале этого предложения повторено дважды. Союз, переведённый союзом «и», также имеет эмфатическое значение (как и в Ис. 46:10, 11). Бог повелел Киру позволить остатку вернуться из плена.
Является ли стих 16 продолжением пророчества о рабе Божьем Кире? Или это высказывание раба Божьего Исаии? А может, это двойная ссылка на пророка и грядущего Раба? Гомер Хейли говорит: «Это слова либо пророка Исаии, либо идеального Раба, который должен прийти». Хейли считает правильным последнее предположение, но тут нельзя утверждать категорично. Если верно последнее предположение, тогда этот стих служит мостиком к пророчествам об идеальном Рабе, Мессии, которому в остальной части книги уделено главное внимание.
БОЖЬЕ ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО МОГЛО БЫТЬ (48:17–19)
«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: "Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы — как река, и правда твоя — как волны морские. И семя твоё было бы — как песок, и происходящие из чресел твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мной"» (48:17-19).
В стихе 17 много ссылок на Бога. «Господь» — это заветное имя Бога. «Искупитель» и «Святой Израилев» — описательные термины. «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному» — фраза, устанавливающая личность и цель. Слово «закон» в Ветхом Завете» — тора, что означает «научение, наставление». Цель Бога — научить Свой народ, как правильно распоряжаться своей жизнью.
«О если бы» (ст. 18) — наверное, три самых печальных слова в языке. Люди вздыхают: «О если бы я уделял(а) больше внимания детям, когда они подрастали»; «О если бы я оказывал(а) жене (мужу) больше любви и внимания»; «О если бы я больше читал(а) Библию и больше молился (молилась)»; «О если бы я больше служил(а) другим». Этот список можно продолжать и продолжать, описывая свои сожаления об утраченных возможностях. «О если бы» Израиль «внимал заповедям» Господним: тогда результатом были бы «мир» и «правда». Слово «мир» (шалом) — это не отсутствие бед. Это всеобщее благоденствие, вытекающее из присутствия Божьего. «Правда» в своей основе означает следование этическому и моральному стандарту — в данном случае стандарту, данному Богом. «И семя твоё было бы — как песок», — говорит Бог (ст. 19). Это Он обещал бездетному Аврааму в Быт. 22:17: у него будет такое многочисленное потомство, «как песок на берегу моря».
НОВЫЙ ИСХОД (48:20–22)
«Выходите из Вавилона, бегите от халдеев, с гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли. Говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова". И не жаждут они в пустынях, через которые Он ведёт их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу — и льются воды. "Нечестивым же нет мира", — говорит Господь» (48:20-22).
Когда Кир освободит иудеев из вавилонского плена (ст. 20), для них настанет новый исход. Это будет время великой радости. Они будут радостно восклицать: «Господь искупил раба Своего Иакова».
Как Бог давал воду во время исхода из Египта, так Он позаботится о пленных, возвращающихся из Вавилона (ст. 21; см. Исх. 17:1–6; Чис. 20:8–11). Но Он напоминает: «Нечестивым же нет мира» (ст. 22). Радость и мир будут иметь условие (см. ст. 18). Возвращение в Ханаан не будет автоматически означать праведность. Продолжающие поступать нечестиво будут наказаны.
«РАДИ ИМЕНИ МОЕГО»
Глава 48 говорит о кульминации вавилонского пленения. Бог позволит Вавилону разрушить Иерусалим и увести иудеев для сурового испытания в место, где они познают Бога и коренным образом изменят свои взгляды и поведение. Затем Он пошлёт Кира, чтобы тот привёл Его народ обратно в Иерусалим.
Почему Бог не позволил Вавилону истребить Свой народ? Ответ даётся в стихе 9: «Ради имени Моего отлагал гнев Мой». Бог сделал это, так как иначе поступить Ему не позволяла Его сущность. Его любовь и милость не дали Ему сполна излить Свой гнев. Он учил их, потому что такова Его сущность. Когда они сходили с пути истинного, Он объявлял им Свою волю. Позже Он сказал: «О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы — как река…» (ст. 18). Он стремился направить их к духовному здоровью.
Он дал им свидетельство ради Своего имени. Он говорил им, что должно произойти. «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и всё сбывалось» (ст. 3). По Своей благодати Бог предоставлял им доказательства Своей сущности в противовес языческим богам вокруг них.
Он наказывал их ради Своей правды. «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро: испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого, делаю это…» (ст. 10, 11). Божья природа требовала возвращения народа обратно к Богу.
Он удерживался от их истребления ради Своего имени. «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя» (ст. 9). Хотя в конечном итоге Бог должен был совершить акт гнева, по Своей благодати, выразившейся в терпении, Он не стал истреблять иудеев.
Во всём это проявляется чудесная природа Бога. Присмотритесь к Его совершенной любви! Можно ли не восхвалять Его? Как мог Израиль не восхвалять Его? Бог делал то, что делал, дабы Его народ яснее разглядел Его и склонился перед Ним в смиренной похвале. А вы познали Его сущность, вы восхваляете Его?
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻