Сейчас сыну 5, речь у него развита примерно на 3,5 года, он отвечает на вопросы, задает их, появились сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ничего из этого не появилось само собой. Все - результат ежедневных тренировок, ну и везения.
Если брать классификацию речевых расстройств, это примерно ОНР 3, но со своими специфическими особенностями.
1. Наш ребенок говорит с посторонними людьми очень мало и неохотно, особенно с детьми. Хотя дома его не заткнешь. Но мы водим его в коммуникативную группу, где его учат разговаривать с другими.
Аутисты, даже часто самые разговорчивые, часто отказываются от общения с посторонними.
Думаю , что это связано с отсутствием естественного усиления. Грубо говоря, дома, мама откликнется в ответ на просьбу, если ребенок на улице попросит у другого ведерко или машинку поиграть, то не факт что дадут. Мама будет слушать бессвязаный рассказ о любимых игрушках и повторит свой вопрос, если ребенок не расслышал, ее фразы и действия предсказуемы, дети на улице более спонтанны и всего этого делать не будут.
Некоторые просьбы, вопросы и действия поставят в аутиста тупик.
Например:
"Как тебя зовут?" "Никак!" (Две девочки отшили мальчика)
"Ты ко мне привык?" (Мальчик постарше моему ребенку, который стушевался в начале беседы)
2. Такт у моего ребенка отсутствует как класс. Любимый вариант потыкать в ровесника пальцем, крича: "Малыш" или объявить другому ребенку, что его любимый велосипед , кажется, сломался, что взбесило владельца.
Также беззастенчиво сын сообщает о своих желаниях, которые нарушают нормы этики и здравого смысла:
"Хочу пописать на стол" - "Хочу съесть вантоз" и т.п.
3. Сын постоянно фантазирует и врет, но вранье у него жалкое и неуклюжее, невыгодное.
Я, например, никогда не ведусь на стенания, что сын сломал голову или ручку и поэтому не будет: одеваться, рисовать и т.п.
Но тем не менее вранье продолжается.
Я так понимаю, вранье в каком то смысле теперь заменяет агрессию и аутоагрессиию. Т.е. стеная, что что-то сломано, сын тем самым выпускает пар и сообщает, что огорчен.
4. Сын не различает смысловых оттенков слова.
Его слова это не совсем то, что он имеет в виду.
Сын не учитывает смысловых оттенков.
Так слова "Я обкакался" на самом деле значат "Я очень хочу в туалет".
А слова "Я бил девочку" могут также значить "Мы столкнулись на горке" или "Мы играли в салки", т.е. бить это вообще любой физический контакт, кроме объятий.
"Мне дали подзатыльник"="Я катался с горки, там меня сбила чужая ледянка"
Естественно, это всегда выставляет ребенка в невыгодном свете.
5. Профессор кислых щей. Сын считает себя дофига умным и постоянно спорит о значениях слов и фактах.
"Это не косметичка, это рюкзак"- "Это не макушка, это голова" -"В компьютере нет механизма".
Он долго долбит свое мнение, но, конце концов, со мной соглашается, главное, чтобы я 5-6 раз озвучила свою точку зрения, а потом с ним согласилась, тогда сын готов сам поменять свою точку зрения.
6. Эхолалии, повторы, штампы от нас никуда не делись. Сын часто вспоминает фразы, сказанные в мультике или мной или в саду, правда, обычно по делу. Может долго долбить понравившееся слово или фразу.
Иногда употребляет фразу невпопад, например иногда, когда хочет послушать книжку, говорит:
"Почитай мне книжку", а иногда: "Качай высоко".
Если рассказывает о прошедшем дне, использует больше шаблонов типа: "Я ходил в садик, в садике игрался с мальчишками", чем живых описаний о проведенном времени. Часто путает, что и когда происходило, правда, общими усилиями, стал лучше запоминать события.
7. Аграмматизмы наш бич. Их стало меньше, но все равно очень много.
Перл дня:
- Я хочу посмотреть, как папа ПОкупается. (Об отце , уходящем в ванну)