Найти в Дзене
Советская авиация

Как немцам удалось сохранить уникальную узкоколейную железную дорогу

Оглавление

Этот рассказ посвящён истории уникальной узкоколейки, проложенной в конце XIX века от станции Радебойль-Восточный до городка Радебург в районе Мейсен. Самая главная прелесть этой дороги ‒ что на ней для перевозки пассажиров до сих пор эксплуатируется оригинальный подвижной состав.

-2

Проблема транспортной доступности Радебурга встала после 1870 года. Единственным видом общественного транспорта был почтовый дилижанс, курсировавший дважды в день из Радебурга через Морицбург в Дрезден.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Когда в 1871 году проектировали железнодорожную линию Берлин ‒ Дрезден, рассматривали маршрут через Ортранд и Радебург. Но из-за более плавного уклона в долине Эльбы линию провели через Вайнбёла и Коссебауде, и открыли её 17 июня 1875 года.

Современная линия Берлин ‒ Дрезден
Современная линия Берлин ‒ Дрезден

После долгих рассуждений саксонское правительство предложило построить в Радебург железную дорогу с колеёй 750 мм. 17 января 1881 года обе палаты парламента Саксонии одобрили план правительства. Ветку задумали тянуть через Лёсницгрунд и Морицбург, что значительно увеличило её длину.

Современная карта местности
Современная карта местности

Более короткий и дешёвый маршрут, начинавшийся от станции Клоцше был отвергнут, чтобы не перегружать существующую транспортную сеть, ведь к тому моменту от Клоцше уже строилась однопутная ветка обычной колеи на город Кёнигсбрюк. Но проектировщики всё-таки нашли способ сэкономить ‒ они определили начало линии не в центре Дрездена, а в городе-спутнике Радебойль.

-6

К лету 1882 года маршрут был полностью исследован и размечен, а 20 сентября 1883 года началось строительство. В среднем на стройплощадке было задействовано 380 рабочих. ля строительства двух плотин на прудах Диппельсдорфер и Гросштайх пришлось осушить оба водоёма.

Плотина на пруду Диппельсдорфер
Плотина на пруду Диппельсдорфер

Уже 15 сентября 1884 года линия длиной 16,5 км была торжественно открыта, на следующий день началось регулярное движение. Первое время по линии курсировало три пары поездов, которые затрачивали около 90 минут на прохождение маршрута.

-8

Во время Второй Мировой войны движение по линии было прервано и возобновилось в конце мая 1945 года. Однако, пассажирское движение не отличалось регулярностью из-за дефицита качественного локомотивного угля.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Стабильность наступила лишь спустя 5 лет. По расписанию на 1955 год в рабочие дни курсировали восемь пар пассажирских поездов, а по воскресеньям и в праздничные дни в летний сезон от Радебойля до Морицбурга ходили три дополнительных экскурсионных поезда, на которых туристам было удобно добираться до знаменитого замка, про который я писал ранее.

-10

В связи с общеевропейской тенденцией перехода с железнодорожного транспорта на автомобильный, Совет министров ГДР в 1964 году постановил до 1975 года закрыть все узкоколейные железные дороги в республике. Это решение означало прекращение финансирования поддержания инфраструктуры.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Однако, уже в 1966 году выяснилось, что в районе слабо развита дорожная инфраструктура (например, в Лёсницгрунд автобус не мог проехать по единственной улице шириной три метра), что создавало проблемы как для пассажирского, так и для грузового сообщения. В результате в середине 1970-х годов по линии продолжало ходить по восемь пар поездов в день.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

В конце 1960-х годов возникла идея строительства скоростного трамвая на путевом теле узкоколейки, но от неё быстро отказались. А когда на вокзале Радебойль-Восточный в августе 1971 года состоялся 18-й Международный конгресс железнодорожных моделей, у немецких и иностранных участником узкоколейная железная дорога вызвала огромный интерес, вызвав общественную компанию в пользу сохранения её как туристической достопримечательности.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

17 сентября 1973 года Главное управление эксплуатации и движения решило сохранить в ГДР семь узкоколейных железных дорог, превратив их в туристическую достопримечательность при сохранении регулярных пассажирских и грузовых перевозок. 10 августа 1974 года отправился первый туристический поезд под паровозом Sächsische IV K. Радебойль ‒ Радебург стал первым в ГДР регулярным музейным маршрутом.

-14

На линии эксплуатировались старые видавшие виды пассажирские вагоны, поэтому в начале 1980-х годов был заключён контракт на поставку новых вагонов из Болгарии, который был расторгнут по финансовым причинам. Deutsche Reichsbahn пришлось заняться ремонтом и модернизацией имеющегося парка пассажирских вагонов.

-15

После нефтяного кризиса в ГДР в 1981 году государство предписало переходить обратно с автомобильного транспорта на железнодорожный. Ветка стала активно эксплуатироваться в интересах промышленных предприятий Радебурга: завода строительных материалов и стекольной фабрики. Из-за интенсивного грузового движения иногда даже приходилось заменять пассажирские рейсы автобусами.

-16

Социальные потрясения в Восточной Германии в 1989-90 годах вызвали резкий спад пассажирских и грузовых перевозок. В 1991-93 годах грузовые перевозки по линии окончательно прекратились, подъездные пути к заводам были разобраны. После прошедшей в 1994 году приватизации Deutsche Bahn компания намеревалась к 1998 году полностью вывести линию из эксплуатации.

-17

К счастью, в ситуацию вмешался набравший силу дрезденский оператор общественного транспорта, Verkehrsverbund Oberelbe. Он добился от федерального правительства выделения 8,5 млн марок на поддержание линии из фонда по очистке окружающей среды.

-18

11 июня 2004 года маршрут был передан BVO Bahn GmbH (позже Саксонской паровой железнодорожной компании), которая подписала со Свободным государством Саксония и Транспортной ассоциацией Верхней Эльбы «Морицбургскую декларацию», обязывающую поддерживать узкоколейные железные дороги. В последующие годы BVO Bahn вложила в развитие дороги несколько миллионов евро. Пропускная способность дороги увеличилась, в 2007 году ею ежедневно пользовались в среднем 482 человека.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Движение по дороге продолжается круглый год. Однако, 4 января 2019 года оно было было прервано между Морицбургом и Радебургом по курьёзной причине: размыв насыпи из-за разлива речки Промниц, вызванного бобровой плотиной. После устранения повреждений движение поездов возобновилось 10 января 2019 года.

Фото: N. Millauer
Фото: N. Millauer

Всего за 2019 год узкоколейные поезда перевезли 275 000 пассажиров. В 2020 году из-за коронакризиса работа железной дороги была приостановлена ​​с 28 марта по 16 мая.

-21

В следующий раз я поделюсь своими фотовпечатлениями от поездки по дороге от Морицбурга до Радебойля.

-22

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!