Найти тему
Моя Поляна

Белые офицеры, кто они. Для меня, точно, не Владимир Басов, который играет Мышлаевского в фильме "Дни Турбиных".

Михаил Булгаков написал две пьесы, героями, которых стали русские офицеры. «Бег» и «Дни Турбиных».Первую не сыграли ни разу при жизни Сталина, а вот второй пьесе повезло, ее поставили на сцене МХАТа и с перерывами возобновляли, а сыграли почти 1000 раз.

В основу сюжетов были положены настоящие события, участниками, которых был сам Булгаков, его вторая супруга Белозерская. Писатель использовал воспоминания генерала царской армии Слащева, который стал прототипом генерала Хлудова.

Понятно, что такие произведения не могли экранизировать до смерти Сталина, позже уже в 70 –е годы советские режиссеры сняли две картины. Замечательный фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» и кинолента режиссера, актера Владимира Басова «Дни Турбиных».

Кадр из фильма "Дни Турбиных", Владимир Басов — Виктор Викторович Мышлаевский Василий Лановой — Леонид Юрьевич Шервинский.
Кадр из фильма "Дни Турбиных", Владимир Басов — Виктор Викторович Мышлаевский Василий Лановой — Леонид Юрьевич Шервинский.

Я долгое время не могла понять, почему фильм Басова проигрывал в моих глазах картине Алова и Наумова. Мы не часто заострялись на военных царской армии. Да, читали Толстого, восхищались Болконским, но героизм, доблесть и честь Андрея Болконского отождествляли с ним как с человеком, не как с офицером. И, вообще, говорить о благородстве представителей дворянства было не принято.

«Благородными» дворянами в советское время считали только «декабристов», потому что они решили свергнуть императора. Мы все помним слова: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию…». Странно, а остальные? Все те, которые присягали царю и отечеству, были плохие? Все те, которые сражались с Наполеоном за свою родину, не заслужили в глазах советского человека благородства?

Кадр из фильма "Дни Турбиных", Василий Лановой — Леонид Юрьевич Шервинский.
Кадр из фильма "Дни Турбиных", Василий Лановой — Леонид Юрьевич Шервинский.

Складывается ощущение, что надо было опорочить звание русского офицера в глазах советского гражданина. Поэтому удивительно для меня, что Сталин разрешил идти пьесе «Дни Турбиных» в московском театре. Что это было? Заигрывание с «властителями душ» в лице таких писателей как Горький, Булгаков или как режиссер Эйзенштейн, которому разрешили снимать фильм «Иван Грозный».

Не знаю, но какие-то свои цели Иосиф Джугашвили преследовал. Даже не запретили петь «Боже царя храни», а оперу Глинки стали именовать «Иван Сусанин», хотя на подмостках императорских театров опера шла под названием «Жизнь за царя». Ладно, за давностью лет это уже не важно.

Кадр из фильма "Дни Турбиных", Владимир Басов — Виктор Викторович Мышлаевский .
Кадр из фильма "Дни Турбиных", Владимир Басов — Виктор Викторович Мышлаевский .

Вернемся к кино. Меня всегда смущал образ штабс-капитан Мышлаевского в исполнении Басова. На него смотришь и понимаешь, не похож он на бравого офицера, ругается, пьет все как в пьесе, но не орел. А, заходит Шервинский – Лановой, спина прямая, плечи расправлены, осанка гордая, настоящий военный. Мышлаевский – бравый вояка, с военной выправкой, а Басов, весь скукоженный, надел военное обмундирование, а военным не стал.

Это как еще в одном фильме по Булгакову «Иван Васильевич меняет профессию». Когда Милославский переодел управдома Буншу в царские одежды и говорит: «Ой, не похож, ой, халтура! Дай хоть зубы подвяжу, что ли, несчастье мое. Понимаешь, у того лицо умнее». Вот так и Басов в роли офицера русской армии Мышлаевского – халтура.

Поэтому я ценю образ генерала Хлудова, которого сыграл Владислав Дворжецкий. Талантливый актер сыграл так, что мы, зрители, прониклись образом белого генерала, поверили в его помешательство и смогли почувствовать, что творилось с людьми в трагические дни гражданской войны. У каждого была своя правда, и никто не хотел уступать. Только ценой страшных кровопролитных побоищ доставалась победа.

Кадр из фильма "Бег", Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов.
Кадр из фильма "Бег", Владислав Дворжецкий — Роман Валерьянович Хлудов.

Лицо у актера Дворжецкого умное. Огромные глаза, пронзительный взгляд, не поймешь, он на тебя смотрит или внутрь тебя, а, может, в себя ушел. Такого генерала ни с кем не спутаешь, даже если он в штатское будет одет.

Читайте Булгакова, который с холодной точностью врача двумя, тремя фразами передает удивительные образы людей того времени. Ты сразу понимаешь, чем военный отличался от обычного горожанина. В романе «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич пишет, что военных на улицах вычисляли в гражданской одежде по выправке, они всегда ходили с прямой спиной, одна рука прижата к туловищу, это все так и было. Русский офицер, это была каста, которая ковалась у дворян с малых лет. Это была не бутафория, это была их жизнь.

Я люблю фильм «Бег» с Дворжецким, и не верю Басову. Не орел он, нет - не орел.

Спасибо, что дочитали до конца статью. Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки, если понравилось. Читайте другие мои статьи.

Ростов-на-Гудзоне. Сериал НТВ «Ростов» купили для показа в США и снимают второй сезон.

Почему советский фильм "Идиот" отбил у меня всю охоту читать Достоевского.