ВОПРОС:
Будет ли являться нарушением прав на товарный знак, если компания использует логотип социальной сети в качестве гиперссылки в электронной почте сотрудников (то есть при нажатии на изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака, пользователь попадает на страницу в соцсети, на которой размещена информация о компании)?
Будет ли являться нарушением прав на товарный знак, если такой логотип соцсети, зарегистрированный в качестве товарного знака, будет размещен в печатной продукции компании (на визитках, например)?
ОТВЕТ:
Размещение логотипов социальных сетей в целях информирования клиентов об использовании данных медиаресурсов не нарушает права владельцев соответствующих товарных знаков. Использовать иконки соцсетей можно как в интернет-пространстве, так и в печатной продукции. Объясним почему.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Однако следует различать коммерческое использование данных объектов от адресно-информационного, например, в качестве ссылок, ведущих на страницы соцсетей.
В судебной практике в большей степени рассмотрены вопросы использования иконок соцсетей в рамках предвыборной агитации, тем не менее эти решения представляют определенный интерес для анализа правоприменения в ходе использования этих объектов.
Так, в пункте 6.2. «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) говорится, что зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.
В Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 14.09.2016 № 50-АПГ16-21 указано на то, что логотипы товарных знаков в совокупности с данными об адресах кандидата в социальных сетях Twitter, Facebook, Instagram, «Одноклассники» не являются объектом агитации, поскольку носят информационный характер о способе связи с кандидатом в депутаты.
То есть данные объекты права защищаются в общем порядке, как и любой другой товарный знак. Но в силу специфики их использования не для извлечения выгоды, а для сообщения некоей контактной информации, их размещение не нарушает права владельцев. При этом в большинстве случаев возможность их использования оговаривается в открытых пользовательских соглашениях, размещаемых на сайтах правообладателей. Кроме того, соцсети сами заинтересованы в расширении своей аудитории, в том числе и за счет гиперссылок с других ресурсов.
Так, например, руководством по использованию бренда Facebook допускается использование логотипа (товарного знака) без отдельного согласия правообладателя при ссылке на присутствие в Facebook и при условии, что ссылка ведет на страницу в Facebook (www.facebook.com/policiec/).
Аналогичные условия использования товарных знаков содержатся в пользовательских соглашениях Instagram (www.instagramm-brand.com/), «Одноклассники» (www.ok.ru/regulations), «ВКонтакте» (vk.com/licence), Twitter (twitter.com/rules), «YouTube» (https://www.youtube.com/yt/about/brand-resources/#logos-icons-colors).
На последнем из перечисленных сайтов правообладатель прямо указал: «Значок YouTube можно использовать в социальных сетях только в качестве ссылки на канал YouTube. То же самое касается и логотипа YouTube».
Главное, что стоит учесть при размещении иконок соцсетей, – это запрет на недобросовестную конкуренцию во всех ее проявлениях, который установлен в ст. 14.1–14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Больше полезных статей можно найти на сайте v2b.ru