Найти тему
Д.К.Данс

Могут же, когда хотят! Обзор анимационного сериала "Войны Клонов"

Продолжаем говорить о "Звездных Войнах". Как известно, истинное наследие Джорджа Лукаса живет не только в тех шести фильмах, что были выпущены с 1977 по 2005 годы под его непосредственным руководством. Фильмы, конечно же великолепны, они навсегда заняли свои почетные места в истории кинематографа, но это далеко не главное их достижение. Гораздо важнее другое - "Звездные войны" стали настоящим источником вдохновения для множества людей. Созданная Лукасом Вселенная способна предоставить широкое поле для продуктивной деятельности творцам самых разных мастей: писателям, художникам, режиссерам, сценаристам, костюмерам, геймдизайнерам, музыкантам, клипмейкерам и многим-многим другим. Да что там, даже я порой думаю, что мог бы привнести в "Звездные Войны" что-то уникальное, что-то свое, отчего они стали бы еще интереснее, разнообразнее и глубже. Это кстати многое объясняет. Хотя бы тот поток подобных мне бездарей, который хлынул во Вселенную и отчего к ней сейчас такое ироничное отношение в среде фанатов.

Хотя... С последним утверждением я, пожалуй, погорячился. Я-то, может, и бездарь, а вот к "Звездным Войнам" кого попало не подпустят. Все-таки там крутятся слишком большие деньги. Тут ситуация несколько другого толка. Любой влившийся в производство нынешних "Звездных Войн" творец может быть каким угодно талантливым, но ему не дадут решать их судьбу. Нередко те, кто приходит сюда, оказываются лишены творческой свободы и тут же превращаются в обычных ремесленников, работающих на заказ. Так случилось с Райаном Джонсоном, весьма толковым режиссером, между прочим. Если не верите, то посмотрите его "Достать ножи" - отличное кино. Вот только его умения не смогли спасти Эпизод VIII от репутационного провала.

К счастью, подобного не произошло с Дейвом Филони. Именно он ответственен за высокое качество анимационного сериала "Войны клонов", о котором здесь и пойдет речь. Дейв Филони - весьма талантливый мультипликатор, сценарист и большой фанат "Звездных войн", которого в свое время завербовал лично Джордж Лукас и возложил на него миссию по курированию нового на тот момент анимационного сериала. При этом сам демиург не переставал держать руку на производственном пульсе, попутно предлагая немалое количество идей.

Дейв Филони и его добродушная улыбка
Дейв Филони и его добродушная улыбка

К созданию "Войн клонов" Disney отношения не имеет никакого, его премьера состоялась аж в 2008 году, всего через три года после эпического окончания приквельной трилогии. Тогда трава была зеленее, а права на Вселенную принадлежали ее создателю. "Войны клонов" призваны были заполнить историю мира "Звездных Войн" между Вторым и Третьим Эпизодами. И повествовал он, как нетрудно догадаться, о ходе Войн Клонов, которые и привели Старую Республику к столь плачевному концу.

Сериал получил шесть сезонов, вышедших с 2008 по 2014 годы, и вместил в себя все то, за что "Звездные войны" полюбились всему миру: интересных персонажей, разнообразные планеты и населяющие их расы, яркий экшен с джедаями и ситхами, слезливую романтику и коварные политические игры, а также много всего другого. В том числе и того, за что Лукаса в свое время изрядно ругали, например, кривляниям Джа-Джа Бинкса тут тоже нашлось место.

Но это все понятно. Чтобы быть обласканным критиками и зрителями, любой продукт по "Звездным войнам" обязан включать в себя весь вышеперечисленный винегрет. Это, скажем так, минимальный набор. А вот чтобы оставить свой след во Вселенной, нужно не бояться привносить в нее что-то новое. И, судя по "Войнам клонов", Дейв Филони получил в этом вопросе настоящий творческий карт-бланш. И по тому следу, что он оставил, теперь двигается Джон Фавро со своим "Мандалорцем". Многие сюжетные детали последнего являются продолжением идей именно из "Войн клонов". Так что нет ничего удивительного в том, что Disney вдруг вспомнил про отсутствие у данного мультсериала достойного финала. Но об этом чуть позже.

Выпущенный весной 2020 года финальный сезон произвел настолько яркое впечатление на фанатов, что волна восхищения задела и меня. Сам я, признаюсь, в "Войны клонов" никогда не верил, но после отзывов о финале сериала решил все-таки посмотреть. И вот мы тут.

Даже приступив к просмотру, каких-то откровений я от "Войн клонов" не ждал. Все-таки, после всего показанного в Третьем Эпизоде эпика, идея простой демонстрации военных действий, результат которых всем давно известен, могла бы показаться слишком уж вторичной. И действительно, поначалу сериал именно так и воспринимался. Сконцентрироваться на нем было непросто. Причиной тому была бедноватая на детали среднебюджетная картинка, приправленная довольно постным сюжетом, явно только разгонявшимся.

В первых сериях графика, мягко говоря, не поражала воображение
В первых сериях графика, мягко говоря, не поражала воображение

В общем, главной интригой сериала лично для меня было увидеть, как его события подберутся к началу моего любимого Третьего Эпизода. Так что на первых порах "Войны клонов" использовались в качестве фона для домашних дел, но в какой-то момент я заметил, что стал чаще ставить на паузу, отходя от телевизора. Затем и вовсе отходить от него перестал. И оказалось, что к примерно третьему сезону графика уже не была такой простенькой, наоборот, она приобрела свой неповторимый стиль. Количество разных деталей в кадре увеличилось и картинка теперь выглядела вполне жизненной и насыщенной. Сюжетные ходы также стали в разы интереснее и масштабнее, порой откровенно удивляя размахом вносимых во Вселенную корректив (самые существенные из которых были идеями самого Джорджа Лукаса).

Чего стоит одно только воскрешение Дарта Мола - всеми обожаемого рогатого ситха из "Скрытой угрозы". Хотя я бы, конечно, не называл его возвращение на сто процентов логичным. Сделано это было не из сюжетной необходимости, а, скорее, из чувства несправедливости, что столь яркий персонаж так быстро в свое время был пущен в расход. Поэтому было принято решение его оживить, но вот вдаваться в подробности этого "чуда" не стали, оставив этот рояль пылиться в кустах до лучших времен. Впрочем, дальнейшую линию Дарта Мола сценаристы прописали настолько качественно, что вопросов о целесообразности его присутствия в сюжете не возникает никаких. И к концу ты просто уже не представляешь, что могло бы быть как-то иначе. И о его достаточно сомнительном "воскрешении" уже даже не вспоминаешь.

И в результате случается чудо, которого в наше время уже не ожидаешь! В финальных сезонах появляется то самое волшебное ощущение, что смотришь настоящие "Звездные войны"! Уже только ради этого ощущения стоит потратить время на этот сериал.

Одной из главных "фишек" сериала стал акцент на характерах простых солдат
Одной из главных "фишек" сериала стал акцент на характерах простых солдат

Как я уже упоминал, до 2020 года "Войны клонов" не имели законченной истории. В 2014 году был выпущен шестой сезон, ставший последним. Почему так вышло? Все просто. Свое губительное воздействие оказало осуществлявшееся в тот момент включение Lucasfilm в большую диснеевскую семью. Сериал пришлось снимать с эфира, так как на тот момент он транслировался на канале конкурентов "Диснея". А ввиду слабеющих рейтингов возвращать его в эфир на своих каналах не сочли целесообразным, а Лукас к тому моменту уже ничего не решал.

Но даже в таких условиях финальный (на тот момент) сезон удалось сделать качественным. Его открытый финал выглядел вполне достойным завершением, невзирая на ее неприкрытую обрубленность, что называется, "на самом интересном месте".

"Войны клонов" расширяют и углубляют многие аспекты Вселенной, в том числе и причины перехода Энекина Скайуокера на Темную Сторону.
"Войны клонов" расширяют и углубляют многие аспекты Вселенной, в том числе и причины перехода Энекина Скайуокера на Темную Сторону.

В результате у Дейва Филони осталось большое количество неиспользованных наработок, которые как раз и пригодились в производстве неожиданно возникшего седьмого сезона. Откуда он вообще взялся, спросите вы? А все дело в планах Disney по созданию собственного стримингового сервиса, ныне известного, как Disney+. Далеко не всем эти планы пришлись по вкусу, так как корпорация тут же принялась созывать знамена стягивать отовсюду свою интеллектуальную собственность, в результате чего, к примеру, на пике популярности были закрыты такие роскошные сериалы, как "Сорвиголова" и "Каратель" (производство - Netflix, права - Marvel, а Marvel - это часть Disney, который теперь конкурент Netflix). Но, помимо плохого, случилось и кое-что хорошее - остро нуждаясь в эксклюзивном контенте для Disney+, компания вспомнила про незаконченный финал "Войн клонов". И в результате мы получили идеальное окончание истории.

Сюжетной линии народа мандалорцев в "Войнах клонов" было отведено особое место. Именно в ней и берет свое начало крайне популярный нынче "Мандалорец" от Джона Фавро
Сюжетной линии народа мандалорцев в "Войнах клонов" было отведено особое место. Именно в ней и берет свое начало крайне популярный нынче "Мандалорец" от Джона Фавро

Еще одной причиной появления седьмого сезона мне видится запланированная коллаборация с "Мандалорцем". Именно в нем должна дебютировать вне анимационного формата джедай Асока Тано, а зрителям нужно было как следует напомнить о существовании этого персонажа. Девушка-тогрута, которая была падаваном и верным соратником самого Энекина Скайуокера, в седьмом сезоне исполнила настоящий бенефис, по очередной раз влюбив в себя множество фанатов. Хотя со стороны Асока выглядит, как типичная "тянка", которая генетически предрасположена вызывать к себе только симпатию, к финалу "Войн клонов" она обретает глубину характера и окончательно обретает статус одного из самых значимых персонажей Вселенной. Пусть и не в одном ряду с Йодой, Оби-Ваном и Дартом Вейдером, но где-то рядом.

Асока Тано и ее учитель
Асока Тано и ее учитель

Впрочем, седьмой сезон не спешит нам демонстрировать центральную для Вселенной джедайско-ситхскую драму. Сначала нам показывают непосредственно саму войну с ее куда менее заметными героями - клонами. Это была необходимая дань традиции и, можно сказать, трибьют оной. Ведь сериал очень часто уделял внимание судьбам простых солдат-клонов, которые шли в бой по приказу, и невзирая на внешнюю идентичность, каждый имел свой характер и собственные взгляды. Считается, что именно такой подход к сюжету позволил сериалу завоевать популярность. И потому первая сюжетная арка финального сезона (всего их три, в каждой по четыре эпизода) была полностью посвящена клонам. Она повествовала о спецотряде под названием "Бракованная партия", куда входили клоны с положительными мутациями, из-за которых те сильно отличались от своих собратьев как внешне, так и наличием определенных уникальных способностей. Это была история о вкладе данного спецотряда в положительный исход одной из самых кровавых битв Клонических войн.

Та самая "Бракованная партия". Один из ее членов подозрительно напоминает Снейка из Metal Gear Solid
Та самая "Бракованная партия". Один из ее членов подозрительно напоминает Снейка из Metal Gear Solid

А вот в следующей сюжетной арке место действия с батальных сцен сменяется на мирный экуменополис Корускант - столицу Республики, где на нижних уровнях обосновалась Асока Тано. И вот тут нам дают возможность взглянуть на Вселенную с совершенно иного, не использовавшегося прежде ракурса. Находясь вдалеке от войны (по спойлерным причинам) и общаясь с обычными людьми, Асока видит, что простое население Республики совершенно не понимает, ради чего джедаи ведут эту войну. И даже более того - джедаев не любят. В них не видят защитников. Представители Ордена для них - это некто вроде мажоров и суперзвезд, которые жируют на верхних уровнях и с населением говорят на совершенно разных языках. Вдобавок все эти разборки с ситхами то и дело приводят к политической, а, значит, и экономической нестабильности. А также ненужным жертвам. И после таких откровений картина случившегося в Третьем Эпизоде кажется еще более цельной. Получается, истинная причина падения Ордена Джедаев - это вовсе не козни Дарта Сидиуса, а собственная тотальная дискредитация в общественном сознании. Вот на что опирался Темный Лорд ситхов, уничтожая своего главного врага.

С последнем сезоне Асоке пришлось окончательно повзрослеть, чтобы выжить.
С последнем сезоне Асоке пришлось окончательно повзрослеть, чтобы выжить.

Ну и третья арка, финальная. Ее события происходят параллельно Третьему Эпизоду и регулярно с ним перекликаются. Из-за чего атмосфера сериала резко прибавляет в мрачности, а кульминационный экшн с борьбой за выживание во время исполнения Приказа 66 взвинчивает накал драматизма до пороговых значений, вываливая на ошалевшего зрителя каскад предельно зрелищных сцен. И в качестве вишенки на торте сцена перед титрами ставит красивую и глубокомысленную точку, от которой перехватит дыхание не только у фаната Вселенной, но и у простого ценителя качественной фантастики.

Все вышеперечисленное можно помножить на великолепную графику и в результате мы получим идеальный продукт по "Звездным Войнам", который начисто сносит голову и потом еще долго играет ей в футбол, пока остальное тело обтекает от всего пережитого. Впервые за долгое время канонические "Звездные Войны" по качеству исполнения и зрелищности смогли подобраться вплотную к кинематографическим трейлерам The Old Republic от Bioware. Думаю, лучшей оценки здесь поставить невозможно (все-таки мы здесь обсуждаем не фильм).

Вердикт: принимаясь за "Войны клонов", стоит перетерпеть довольно занудное начало, чтобы в итоге вколоть себе мощную дозу квинтэссенции "Звездных Войн". И в конце, обмякнув на диване, с удовольствием сказать себе, что это было круто.

-10