Продолжаем говорить о "Звездных Войнах". Как известно, истинное наследие Джорджа Лукаса живет не только в тех шести фильмах, что были выпущены с 1977 по 2005 годы под его непосредственным руководством. Фильмы, конечно же великолепны, они навсегда заняли свои почетные места в истории кинематографа, но это далеко не главное их достижение. Гораздо важнее другое - "Звездные войны" стали настоящим источником вдохновения для множества людей. Созданная Лукасом Вселенная способна предоставить широкое поле для продуктивной деятельности творцам самых разных мастей: писателям, художникам, режиссерам, сценаристам, костюмерам, геймдизайнерам, музыкантам, клипмейкерам и многим-многим другим. Да что там, даже я порой думаю, что мог бы привнести в "Звездные Войны" что-то уникальное, что-то свое, отчего они стали бы еще интереснее, разнообразнее и глубже. Это кстати многое объясняет. Хотя бы тот поток подобных мне бездарей, который хлынул во Вселенную и отчего к ней сейчас такое ироничное отношение в среде фанатов.
Хотя... С последним утверждением я, пожалуй, погорячился. Я-то, может, и бездарь, а вот к "Звездным Войнам" кого попало не подпустят. Все-таки там крутятся слишком большие деньги. Тут ситуация несколько другого толка. Любой влившийся в производство нынешних "Звездных Войн" творец может быть каким угодно талантливым, но ему не дадут решать их судьбу. Нередко те, кто приходит сюда, оказываются лишены творческой свободы и тут же превращаются в обычных ремесленников, работающих на заказ. Так случилось с Райаном Джонсоном, весьма толковым режиссером, между прочим. Если не верите, то посмотрите его "Достать ножи" - отличное кино. Вот только его умения не смогли спасти Эпизод VIII от репутационного провала.
К счастью, подобного не произошло с Дейвом Филони. Именно он ответственен за высокое качество анимационного сериала "Войны клонов", о котором здесь и пойдет речь. Дейв Филони - весьма талантливый мультипликатор, сценарист и большой фанат "Звездных войн", которого в свое время завербовал лично Джордж Лукас и возложил на него миссию по курированию нового на тот момент анимационного сериала. При этом сам демиург не переставал держать руку на производственном пульсе, попутно предлагая немалое количество идей.
К созданию "Войн клонов" Disney отношения не имеет никакого, его премьера состоялась аж в 2008 году, всего через три года после эпического окончания приквельной трилогии. Тогда трава была зеленее, а права на Вселенную принадлежали ее создателю. "Войны клонов" призваны были заполнить историю мира "Звездных Войн" между Вторым и Третьим Эпизодами. И повествовал он, как нетрудно догадаться, о ходе Войн Клонов, которые и привели Старую Республику к столь плачевному концу.
Сериал получил шесть сезонов, вышедших с 2008 по 2014 годы, и вместил в себя все то, за что "Звездные войны" полюбились всему миру: интересных персонажей, разнообразные планеты и населяющие их расы, яркий экшен с джедаями и ситхами, слезливую романтику и коварные политические игры, а также много всего другого. В том числе и того, за что Лукаса в свое время изрядно ругали, например, кривляниям Джа-Джа Бинкса тут тоже нашлось место.
Но это все понятно. Чтобы быть обласканным критиками и зрителями, любой продукт по "Звездным войнам" обязан включать в себя весь вышеперечисленный винегрет. Это, скажем так, минимальный набор. А вот чтобы оставить свой след во Вселенной, нужно не бояться привносить в нее что-то новое. И, судя по "Войнам клонов", Дейв Филони получил в этом вопросе настоящий творческий карт-бланш. И по тому следу, что он оставил, теперь двигается Джон Фавро со своим "Мандалорцем". Многие сюжетные детали последнего являются продолжением идей именно из "Войн клонов". Так что нет ничего удивительного в том, что Disney вдруг вспомнил про отсутствие у данного мультсериала достойного финала. Но об этом чуть позже.
Выпущенный весной 2020 года финальный сезон произвел настолько яркое впечатление на фанатов, что волна восхищения задела и меня. Сам я, признаюсь, в "Войны клонов" никогда не верил, но после отзывов о финале сериала решил все-таки посмотреть. И вот мы тут.
Даже приступив к просмотру, каких-то откровений я от "Войн клонов" не ждал. Все-таки, после всего показанного в Третьем Эпизоде эпика, идея простой демонстрации военных действий, результат которых всем давно известен, могла бы показаться слишком уж вторичной. И действительно, поначалу сериал именно так и воспринимался. Сконцентрироваться на нем было непросто. Причиной тому была бедноватая на детали среднебюджетная картинка, приправленная довольно постным сюжетом, явно только разгонявшимся.
В общем, главной интригой сериала лично для меня было увидеть, как его события подберутся к началу моего любимого Третьего Эпизода. Так что на первых порах "Войны клонов" использовались в качестве фона для домашних дел, но в какой-то момент я заметил, что стал чаще ставить на паузу, отходя от телевизора. Затем и вовсе отходить от него перестал. И оказалось, что к примерно третьему сезону графика уже не была такой простенькой, наоборот, она приобрела свой неповторимый стиль. Количество разных деталей в кадре увеличилось и картинка теперь выглядела вполне жизненной и насыщенной. Сюжетные ходы также стали в разы интереснее и масштабнее, порой откровенно удивляя размахом вносимых во Вселенную корректив (самые существенные из которых были идеями самого Джорджа Лукаса).
Чего стоит одно только воскрешение Дарта Мола - всеми обожаемого рогатого ситха из "Скрытой угрозы". Хотя я бы, конечно, не называл его возвращение на сто процентов логичным. Сделано это было не из сюжетной необходимости, а, скорее, из чувства несправедливости, что столь яркий персонаж так быстро в свое время был пущен в расход. Поэтому было принято решение его оживить, но вот вдаваться в подробности этого "чуда" не стали, оставив этот рояль пылиться в кустах до лучших времен. Впрочем, дальнейшую линию Дарта Мола сценаристы прописали настолько качественно, что вопросов о целесообразности его присутствия в сюжете не возникает никаких. И к концу ты просто уже не представляешь, что могло бы быть как-то иначе. И о его достаточно сомнительном "воскрешении" уже даже не вспоминаешь.
И в результате случается чудо, которого в наше время уже не ожидаешь! В финальных сезонах появляется то самое волшебное ощущение, что смотришь настоящие "Звездные войны"! Уже только ради этого ощущения стоит потратить время на этот сериал.
Как я уже упоминал, до 2020 года "Войны клонов" не имели законченной истории. В 2014 году был выпущен шестой сезон, ставший последним. Почему так вышло? Все просто. Свое губительное воздействие оказало осуществлявшееся в тот момент включение Lucasfilm в большую диснеевскую семью. Сериал пришлось снимать с эфира, так как на тот момент он транслировался на канале конкурентов "Диснея". А ввиду слабеющих рейтингов возвращать его в эфир на своих каналах не сочли целесообразным, а Лукас к тому моменту уже ничего не решал.
Но даже в таких условиях финальный (на тот момент) сезон удалось сделать качественным. Его открытый финал выглядел вполне достойным завершением, невзирая на ее неприкрытую обрубленность, что называется, "на самом интересном месте".
В результате у Дейва Филони осталось большое количество неиспользованных наработок, которые как раз и пригодились в производстве неожиданно возникшего седьмого сезона. Откуда он вообще взялся, спросите вы? А все дело в планах Disney по созданию собственного стримингового сервиса, ныне известного, как Disney+. Далеко не всем эти планы пришлись по вкусу, так как корпорация тут же принялась созывать знамена стягивать отовсюду свою интеллектуальную собственность, в результате чего, к примеру, на пике популярности были закрыты такие роскошные сериалы, как "Сорвиголова" и "Каратель" (производство - Netflix, права - Marvel, а Marvel - это часть Disney, который теперь конкурент Netflix). Но, помимо плохого, случилось и кое-что хорошее - остро нуждаясь в эксклюзивном контенте для Disney+, компания вспомнила про незаконченный финал "Войн клонов". И в результате мы получили идеальное окончание истории.
Еще одной причиной появления седьмого сезона мне видится запланированная коллаборация с "Мандалорцем". Именно в нем должна дебютировать вне анимационного формата джедай Асока Тано, а зрителям нужно было как следует напомнить о существовании этого персонажа. Девушка-тогрута, которая была падаваном и верным соратником самого Энекина Скайуокера, в седьмом сезоне исполнила настоящий бенефис, по очередной раз влюбив в себя множество фанатов. Хотя со стороны Асока выглядит, как типичная "тянка", которая генетически предрасположена вызывать к себе только симпатию, к финалу "Войн клонов" она обретает глубину характера и окончательно обретает статус одного из самых значимых персонажей Вселенной. Пусть и не в одном ряду с Йодой, Оби-Ваном и Дартом Вейдером, но где-то рядом.
Впрочем, седьмой сезон не спешит нам демонстрировать центральную для Вселенной джедайско-ситхскую драму. Сначала нам показывают непосредственно саму войну с ее куда менее заметными героями - клонами. Это была необходимая дань традиции и, можно сказать, трибьют оной. Ведь сериал очень часто уделял внимание судьбам простых солдат-клонов, которые шли в бой по приказу, и невзирая на внешнюю идентичность, каждый имел свой характер и собственные взгляды. Считается, что именно такой подход к сюжету позволил сериалу завоевать популярность. И потому первая сюжетная арка финального сезона (всего их три, в каждой по четыре эпизода) была полностью посвящена клонам. Она повествовала о спецотряде под названием "Бракованная партия", куда входили клоны с положительными мутациями, из-за которых те сильно отличались от своих собратьев как внешне, так и наличием определенных уникальных способностей. Это была история о вкладе данного спецотряда в положительный исход одной из самых кровавых битв Клонических войн.
А вот в следующей сюжетной арке место действия с батальных сцен сменяется на мирный экуменополис Корускант - столицу Республики, где на нижних уровнях обосновалась Асока Тано. И вот тут нам дают возможность взглянуть на Вселенную с совершенно иного, не использовавшегося прежде ракурса. Находясь вдалеке от войны (по спойлерным причинам) и общаясь с обычными людьми, Асока видит, что простое население Республики совершенно не понимает, ради чего джедаи ведут эту войну. И даже более того - джедаев не любят. В них не видят защитников. Представители Ордена для них - это некто вроде мажоров и суперзвезд, которые жируют на верхних уровнях и с населением говорят на совершенно разных языках. Вдобавок все эти разборки с ситхами то и дело приводят к политической, а, значит, и экономической нестабильности. А также ненужным жертвам. И после таких откровений картина случившегося в Третьем Эпизоде кажется еще более цельной. Получается, истинная причина падения Ордена Джедаев - это вовсе не козни Дарта Сидиуса, а собственная тотальная дискредитация в общественном сознании. Вот на что опирался Темный Лорд ситхов, уничтожая своего главного врага.
Ну и третья арка, финальная. Ее события происходят параллельно Третьему Эпизоду и регулярно с ним перекликаются. Из-за чего атмосфера сериала резко прибавляет в мрачности, а кульминационный экшн с борьбой за выживание во время исполнения Приказа 66 взвинчивает накал драматизма до пороговых значений, вываливая на ошалевшего зрителя каскад предельно зрелищных сцен. И в качестве вишенки на торте сцена перед титрами ставит красивую и глубокомысленную точку, от которой перехватит дыхание не только у фаната Вселенной, но и у простого ценителя качественной фантастики.
Все вышеперечисленное можно помножить на великолепную графику и в результате мы получим идеальный продукт по "Звездным Войнам", который начисто сносит голову и потом еще долго играет ей в футбол, пока остальное тело обтекает от всего пережитого. Впервые за долгое время канонические "Звездные Войны" по качеству исполнения и зрелищности смогли подобраться вплотную к кинематографическим трейлерам The Old Republic от Bioware. Думаю, лучшей оценки здесь поставить невозможно (все-таки мы здесь обсуждаем не фильм).
Вердикт: принимаясь за "Войны клонов", стоит перетерпеть довольно занудное начало, чтобы в итоге вколоть себе мощную дозу квинтэссенции "Звездных Войн". И в конце, обмякнув на диване, с удовольствием сказать себе, что это было круто.