В последнее время участились случаи, когда кредит брал один гражданин, а вот расплачиваться по нему потом требовали у совершенно другого: того, чей паспорт для этого использовался.
Конечно, скептики скажут: «Ну и что? Взыскать кредит с него все равно не смогут — подписи же его нигде нет. Да и то, что деньги получил именно он, нужно еще доказать».
Все это так, но порой встречаются такие решения судов, что просто разводишь руками: и договор поддельный, и денег не получал — а все равно плати.
Вот, пожалуй, один из самых ярких тому примеров (определение Воронежского областного суда от 05.12.2017 по делу № 33-7026).
Мужчина заметил, что у него списали с карты довольно приличную сумму — начал разбираться в чем дело. Выяснилось, что банк удерживает деньги с его счета по постановлению судебных приставов: заочным решением суда с него взыскали долг по кредиту.
Это был первый удар, поскольку никакого кредита он не брал. Вторым ударом стала сумма кредита: 14 млн рублей под 15% годовых — ко дню взыскания вместе с процентами «набежало» уже 16 с лишним миллионов рублей.
И это при том, что официальная зарплата у мужчины составляла всего 15 000 рублей в месяц, а в г. Самара (где был оформлен кредитный договор) он никогда не был (мужчина всегда жил в Воронежской области).
Получив в Бюро кредитных историй копии документов по выдаче этого кредита, мужчина обратился в суд, требуя признать договор недействительным: подпись на документе была явно не его и не было доказано, что он получил деньги от банка.
Кроме того, в кредитной истории имелись и другие интересные документы: о том, что у него была в собственности 4-комнатная квартира, дорогой автомобиль и очень высокая зарплата, которая подтверждалась справкой не известной истцу организации.
Видимо, поэтому банк и выдал столь большой кредит (имущественное положение заемщика, судя по документам, было весьма неплохим).
Суд первой инстанции назначил экспертизу для проверки подлинности подписи истца на кредитном договоре. Эксперты подтвердили, что подпись на договоре не принадлежит истцу и выполнена другим лицом.
На основании этого суд договор признал договор поддельным и отменил его. Но по жалобе банка областной суд пересмотрел это решение.
В апелляции отметили, что экспертиза проводилась с нарушением требований закона: на исследование был направлен не оригинал договора, а его копия.
При этом не было доказательств, что эта копия полностью соответствует оригиналу. Кроме того, в дело были приобщены кассовые ордера, из которых следовало, что именно истец получил деньги в банке. На основании этого суд принял новое решение: отказать в удовлетворении исковых требований.
Фактически это означало следующее: «да, договор поддельный, но платить по нему истец все равно должен». После такой практики, честно говоря, хочется съесть свой паспорт, чтобы он точно не попал к мошенникам (уж лучше несварение, чем платить потом миллионы за кого-то).
Мужчина стал жаловаться дальше — в Верховный суд РФ. И на его счастье, там дело все же пересмотрели.
Областному суду указали на то, что в законе не содержится запрета на то, чтобы проводить экспертизу копий документов, равно как и судам не запрещено использовать заключение такой экспертизы.
Более того, суд апелляционной инстанции, при наличии сомнений, должен был затребовать оригинал кредитного договора на обозрение, но этого не было сделано (ВС РФ, определение от 23.10.2018 № 14-КГ18-39).
Дело направили на пересмотр, и в итоге мужчине все же удалось отбиться от «липового» кредита. Но нервов ему это стоило, скорее всего, немалых.
Запомните, что при оформлении на вас поддельного кредита, ссылаться нужно на два главных факта:
- вы не заключали договор,
- и вы не получали деньги.
Оказать обратно должна организация, выдавшая кредит неизвестно кому.