К 27 годам у Антонии была квартира, машина и неплохая сумма на счету в банке. Без помощи родителей, все сама, в работу уходила с головой. В 30 вышла замуж и родила двоих мальчишек-погодок. Не хотела зависеть от мужа материально, поэтому в декрете долго не сидела, вернулась в офис. Правда, очень переживала, что со старшим сыном как-то не ладятся отношения – он был непростой ребенок, характерный, выводил из себя. Она старалась быть хорошей мамой, но не могла. Старалась и на работе, но чувствовала себя очень неловко, виновато, когда общалась с людьми – все они были успешные, легкие, правильные. А она... неидеальная мать, неидеальный работник, неидеальная жена… Наверное, мама была права, когда в детстве постоянно ей говорила «ничего путного из тебя не выйдет».
И она старалась изо всех сил стать лучше, стать идеальной. Она так хотела, чтобы ее любили.
Хочу обсудить тему недолюбленных детей.
«Недолюбленность» - следствие родительской депривации. Депривация – лишение человека чего-то важного, необходимого. Родительская депривация выражается в недостатке эмоционального теплого, близкого общения с ребенком, заботы и ласки, отсутствии единого стиля воспитания у родителей.
Ключевой период для формирования «синдрома недолюбленности» у ребенка – с внутриутробного периода до младшего школьного возраста. Дальше представление о себе уже закрепляется окончательно.
Что неправильно делают родители?
Любят ребенка при условии. Все достижения воспринимаются «так и должно быть», а неудачи смакуются годами.
Не спрашивают ребенка о чувствах. Вопросы сосредоточены в основном на выполнении функций «правильного ребенка» - Поел? Уроки сделал? Убрался? Часто выражения чувств подавляется: «Не ной», «Не бери в голову» и другие «не чувствуй».
Не верят в ребенка, не защищают его. Получил «два» - сам виноват, заболел – вечно с тобой одни проблемы.
Дают понять, что ребенок лишний – «Что у тебя? Мы заняты», «Ты не видишь, что сейчас не до тебя».
Дают унизительную оценку, обзывают.
Не принимают особенностей ребенка: «Ты слишком медлительный», «Ты очень активный».
Высказываются на тему половой принадлежности: «Лучше бы у нас родилась девочка», «Как жаль, что ты не мальчик».
Такие детишки вырастают с убеждением: «Тебя можно любить только, если ты идеальный».
Во взрослом возрасте им свойственны такие особенности:
- нет чувства внутренней опоры, ощущения «кто я». Они постоянно куда-то бегут, загружают себя функционалом.
- низкое самоуважение и вечный поиск «волшебного средства», чтобы стать лучше. Они – достигаторы, но достижения не приносят удовлетворения.
- неумение быть счастливым. Детская рана болит всю жизнь.
- преследующее чувство вины и стыда. Боязнь ошибиться, сделать неправильный выбор.
- неумение или нежелание просить о помощи. «Я неправильный, такой какой я есть, я не могу быть принятым, любимым".
- сложности с формированием близких отношений, построением личной жизни. Любовь относится к парадоксальным ресурсам: чем больше даём — тем больше получаем. Но такого опыта нет.
- повышенная чувствительность и уязвимость к словам и поступкам окружающих. Сложно не принимать все близко к сердцу: внутри живет постоянный страх быть отвергнутым.
В следующем посте расскажу подробно о том, как образуется стыд.
Откликается вам история Антонии? Если да - оставьте любой комментарий.