На рубеже тысячелетий главы двух уральских регионов озаботились созданием современной транспортной ж/д магистрали между Екатеринбургом и Челябинском. Первым смелую идею подал губернатор Свердловской области Э. Э. Россель. По воспоминаниям эксперта в области транспорта Я. Гуревича Россель сказал следующее: " Мне нужно возить рабочую силу из умирающего Челябинска в процветающий Екатеринбург". Однако, несмотря на солидный политический вес, глава Свердловщины не смог пролоббировать идею на федеральном уровне.
В 2010-х годах транспортную повестку перехватил глава Челябинской области – Борис Дубровский. Его команда подготовила исчерпывающий доклад о необходимости строительства ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом. Губернатор лично презентовал проект на заседании правления "РЖД". Также в бюджетах обоих регионов было зарезервировано по 50 млн. рублей на проектно-изыскательские работы. По плану скоростная дорога должна была заработать к 2020 году, когда в Челябинске пройдёт саммит ШОС.
ВСМ предполагалось пустить по одному из двух путей:
1. Аргаяш – Касли – Снежинск – Сысерть – Арамиль;
2. Кунашак – Каменск-Уральский.
Поскольку бюджеты регионов не могли потянуть все расходы, предлагалось заимствовать деньги в Пенсионном фонде, а также привлечь ряд страховых компаний.
На некоторое время идея ушла в долгий ящик, пока в 2018 году про неё вспомнили в руководстве Свердловской области. Проект ВСМ был включён в заявку Екатеринбурга на проведение EXPO-2025. При этом непосредственно строительство магистрали не гарантировалось, это был лишь приятный бонус. В мае проект был включён в стратегию транспортного развития России до 2030 года. Ход трассы определён по первому варианту через Арамиль – Снежинск, но без остановки в Каслях. Премьер-министр Д. А. Медведев наметил запуск ВСМ к 2024 году. Для финансирования проекта создано партнёрство "Уральская скоростная магистраль".
В 2019 году партнёрство подписало договор с Российским фондом прямых инвестиций и концерном Siemens Mobility. При этом сроки планируемого запуска сдвинулись на 2025 год. Однако в официальном плане модернизации магистральной инфраструктуры России ВСМ отсутствовала. Летом 2019 года началась подготовка документации для межевания земель в муниципалитетах, по которым должна пройти дорога.
В апреле 2020 года все работы были приостановлены в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в России.
Интересные факты
В марте 2019 покинул свой пост Борис Дубровский – главный идеолог стройки. В январе 2020 с поста премьера ушёл Дмитрий Медведев, включивший ВСМ в стратегию транспортного развития. 2 сентября стало известно об увольнении гендиректора "Уральской скоростной магистрали" – Сергея Бревнова. Новый глава Челябинской области раскритиковал финансовую составляющую проекта, а полпред президента в УрФО усомнился в целесообразности стройки. Челябинск лишился права проведения саммита ШОС, а EXPO-2025 пройдёт в Осаке.
Дождутся ли жители опорного края державы современную железную дорогу? Не факт.
Понравилась статья? Порадуй автора лайком, а еще лучше подпиской. Впереди нас ждет много интересного.)