Представьте себе, мои читатели, далекие времена. На дворе 1625 год. Где-то в далекой Москве правит царь-государь Михаил Федорович Романов с отцом своим – патриархом Филаретом.
А в славном городе Тобольске честной русский народ отмечает Пасху. Ничто не предвещает беды, скандалов, шума и драки. Боярин, князь Юрий Яншеевич Сулешов, тобольский воевода, пришел в Софийский собор к заутрене, отпраздновать праздник, как положено. А там тако-е-е-е. Что пришлось потом воеводе писать челобитную:
«… И после того, государь, пришли ко мне, холопу твоему, целоватца тобольские дети боярские и иных чинов люди, которые тут прилучились, и к моим товарищам. И дети боярские и иных чинов люди с нами холопами твоими целовались по обычаю, как ведетца.
А сын боярской Данило Низовцов, умысля воровски надо мною, холопем твоим, не весть по чьему наученью, пришед ко мне холопу твоему целоватца, и принес в руке яйцо. И я, холоп твой, поднес к нему яйцо ж и хотел с ним поцеловатца, и он, государь, умысля воровски, поцеловал меня, холопа твоего в руку.
И я, холоп твой, в ту ж пору в церкви перед архиепископом и перед товарищи и перед всеми людьми зашиб того сына боярского за то, что он меня холопа твоего, умысля воровски, мимо губ моих, целует меня в руку, велел его дать за пристава, до твоего государева указу…»
Ну и потом – требование расследовать ужасное происшествие, что это Низовцев такое придумал, чтобы на Пасху не как положено обняться и поцеловаться с воеводой, а в руку ему своим ртом тыкаться…
Дело поручили разбирать архиепископу Макарию. Само собой, взяли показания у обвиняемого, Данилы Низовцева. Его показания, как говорится, радуют:
«…Пришол я к боярину ко князю Юрию Яншеевичу целоватца с яйцом, а в руку не целовывал, нешто боярину князю Юрью Яншеевичу так показалось.
Да постояв немного, сказал:
Виноват де я перед государем, и сделалось по грехом, без хитрости: в те поры в церкви была теснота и меня попихнули сзади, и я де пошатнулся на боярина на князь Юрья Яншеевича руку губами без хитрости. И боярин князь Юрьи Яншеевич за то на меня закричал: што де ты, страдник, так делаешь? И ударил меня по щеке да послал в тюрьму…»
Как видите, дело в принципе, что называется, яйца выеденного не стоило. Но челобитные были написаны. И следствие провели. Чем правда, все закончилось, неизвестно.
Кстати, если у вас сложилось впечатление, что тобольский воевода Сулешов был самодуром, то это не совсем так.
В Сибирь на воеводство его, в общем-то, отправили, можно сказать в почетную ссылку. Но там он оказался очень к месту. Потому что навел порядок в налогах, выплатах и вообще в делах. До него воеводы старались только прибрать землицы побольше. Благо, вот она Сибирь – занимай, сколько хочешь. А Сулешов занялся освоением и наведением порядка на фронтире. Хотя бы относительного. Кстати, в истории остался как честный воевода, который взяток не брал.
Ну а с поцелуями вот такая катавасия получилась.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм