Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Поскольку на Дзене сейчас проходит челлендж "Развеиваем мифы", а у меня давно уже чесались руки написать разоблачения самых популярных мифов в психологии, начинаю новую серию "Мифы в психологии". Сегодня речь пойдёт о таких популярных утверждениях, тезисах: "Учиться нужно в молодости", "В старости мозги работают плохо", "После 25 лет учиться чему-либо поздно" (вместо 25 могут быть 30, 35 и т. п. возрастные границы).
Разумеется, я категорически не согласен с этими утверждениями, считаю их мифами и вредными стереотипами. В начале же предлагаю разобраться с источниками этих тезисов, а именно, откуда они взялись, почему, кто и как подкрепляет обычны эти мифы.
Известный и научный факт: человек проходит за свою жизнь, от зачатия до самой смерти, через несколько важнейших этапов, стадий развития. В частности, об этом писали такие учёные-психологи, как Зигмунд и Анна Фрейд (у каждого из них есть научные труды, посвященные этапам развития человека, личности), Александр Романович Лурия (в частности, в лекциях по Общей Психологии и своих знаменитых трудах по Нейропсихологии), да и многие другие. Каждая стадия характеризуется особенностями и важнейшими вехами, которые необходимо пройти, а также "достижениями", которые нужно получить. Если этого не происходит, то начинаются кризисы определенного возраста (кризис среднего возраста; кризис зрелого возраста), формируются новые комплексы, довлеющие программы и установки. Если учесть, что все мы разные, у каждого из нас характер свой, своё восприятие происходящего, своё отношение к жизни и событиям, то и реакция на эти кризисы может быть разной. Допустим, для одного будет вызов, что надо меняться, все равно достигать во чтобы то не стало, а другой может оставить всё как есть; третий же не просто опустит руки, но ещё и будет ставить палки в колёса другим, более успешным, в том числе и молодым. Отсюда берутся такие вредные установки, которые я описывал в статье "Математика мне в жизни не пригодится" (когда родители, либо даже взрослые вообще, говорят детям, что учёба не нужна, потому что в жизни это всё не пригождается).
Касательно различных этапов, через которые каждый из нас проходит, много писал ученый, Д. Б. Эльконин. Согласно его теории, его мнению, развитие человека происходит в результате практической деятельности. Начинается всё в раннем возрасте, идёт через всю жизнь. И действительно, начиная с дошкольного возраста и вплоть до окончания школы идёт несколько периодов, общий лейтмотив которых - учение, обучение. Этот период создан самой природой для максимального накопления знаний и общего, гармоничного развития, как личности. Однако значит ли это, что после 18 лет учиться уже не надо? Разумеется, нет. Как раз после 17-18 лет начинается взрослая жизнь, тоже из многих этапов. И на каждом этапе мы чему-то учимся, набираемся опыта. Здесь, в том числе, и профессиональное развитие, развитие навыков, но также и личностное развитие.
Откуда же берутся комплексы и вредные установки тогда? Если верить теории развития личности, разработанной Эриком Эриксоном (был такой психолог и психоаналитик. Не путать с Милтоном Эриксоном, автором гипнотических практик. Краткая биография по ссылке), по мере прохождения различных этапов в ходе жизни меняется мировозрение, появляются качественно новые установки и опыт. Линия развития может быть как нормальной, так и аномальной ("неправильной") на каждом из этапов. Например, если мы говорим о так называемой "ранней взрослости" (период примерно от 20 и до 40-45 лет), то здесь к нормальной линии развития относятся: желание социальных контактов, близость к другим людям, создание семьи, рождение и воспитание детей (да, знаю, сейчас кто-то возразит!), наличие работы, профессии, хобби. Самое главное - удовлетворение жизнью. Если же что-то пошло не так, то мы увидим: изоляциию от людей, от общества; отсутствие удовлетворения жизнью; проблемы в личной жизни; трудости характера.
Теперь давайте посмотрим тот период, когда мифотворцы считают, что уже учиться точно поздно. Думаю, что речь идёт о периоде "средней взрослости" (термин не мой, Эриксона). Это примерно от 45 и до 60-65 лет. Сейчас, конечно, границы возрастные двигаются по разным причинам, но не суть. Так вот, в этом периоде нормой, нормальной линией считаются: Творчество; творческий подход к жизни; зрелая и полноценная жизнь; удовлетворенность жизнью, в том числе семейной; желание обучать и развивать других, отдать свой опыт молодым. Если же аномалии, то картина печальнее: наличие застоя в жизни, в развитии; эгоизм и эгоцентризм; прощение и даже всепрощения себя. Вот, собственно говоря, и возможная причина, объяснение тому, кто творит такие мифы - те, кто по своим каким-то мотивам собственным не удовлетворён жизнью, получил застой, не увидел успеха и обратных примеров. Даже скорее, они эти примеры видят, что вызывает еще большую фрустрацию, которую они и транслируют другим, в особенности молодым.
С другой стороны, могут возразить и сказать, что в более старшем возрасте здоровье уже не то и сил меньше. Объективно говоря, так оно и есть: силы, энергия, здоровье понижаются с возрастом (правда, эти процессы можно тормозить, компенсировать). Но! Не забываем, что и новые знания получить проще, с точки зрения энергозатрат. Ведь есть уже опыт, устойчивые нейронные связи. Да, существуют вещи, разрывающие привычное мировозрение, но и это не является препятствием. Были бы желание и мотивация, а вот с этим как раз с возрастом становится сложнее.
Случаев, когда "возрастные" люди продолжают образовываться, развиваться, осваивать для себя что-то новое, масса! Вспомним небезызвестный пример Льва Николаевича Толстого: учил древние языки (в возрасте "за 80"), продолжал писать книги. Или академик Николай Антонович Доллежаль: на пенсии продолжал изучать книги по физике, математике, занимался математическими теоремами и задачами. Это не смотря на epic fail, случившийся в 1986 году с реактором РБМК-1000, одним из разработчиков которого был он.
Итак, подведём итоги:
- Учиться точно никогда не поздно!
- В разные периоды жизни мы проходим разные стадии развития
- Если какие-то этапы мы не прошли, может развиться комплекс
- Всё поправимо. Все установки - в нас самих
Благодарю за внимание! Буду рад обсудить в комментариях всё, что вы думаете по этому поводу ))
P. S. На Дзене также есть авторы, уже сами "возрастные", пишущие очень интересные вещи. Например, канал "Вторая молодость педагога". Очень рекомендую