Ближайшие недели дают сразу несколько поводов продолжить мою рубрику #зооэтичность : это и Всемирный день домашних животных (30 ноября), и День волонтёра (5 декабря), и #Щедрый вторник , и день рождения благотворительной организации "Социальная ветеринария" (1 декабря), интервью с представителями которой и лежат в основе сегодняшней статьи.
Галина Шляхова,
учредитель и руководитель АНО "СОВет
- Как родилась идея создания некоммерческой организации? Почему вы решили заняться именно этим направлением?
- Животных я любила с рождения, а по мере взросления всё чаще задумывалась, как могла бы им помочь. Ответ сначала был не очевиден ввиду моих исключительно гуманитарных склонностей: ветеринар бы из меня точно не получился.
Одним из ключевых моментов стала судьба Алисы. Это кошка, которая прожила у моей бабушки двенадцать лет и скончалась от рака молочной железы. Тогда я впервые столкнулась и с важностью выбора ветклиники, где в критическом случае справятся оказать помощь, и с дороговизной услуг на лечение питомцев. Опыт моей семьи не был исключительным: многие знакомые попадали в похожие ситуации, когда с трудом удавалось справиться с огромными расходами, а помочь животное при этом брались далеко не все врачи. Глядя на подобные истории, я начала вынашивать концепцию «СОВет».
В 2015 году я пребывала в «поиске себя» и, как и многие молодые люди, размышляя, как приносить пользу обществу, неожиданно для себя учредила «СОВет».
- Был ли у вас ранее опыт общественной деятельности?
- До открытия «СОВет» я была «теоретиком» третьего сектора. В магистратуре я защитила диплом по теме "Влияние НКО на социальную политику государства", затем работала в исследовательском центре, занимающимся проблематикой гражданского общества и благотворительности. Но сама в практическую деятельность не вовлекалась.
- Что вам больше всего запомнилось в работе в НКО? Самое яркое ваше воспоминание?
- Все самые яркие впечатления - от наших пациентов, ведь они - смысл нашей работы. Каждый из них - это целая история жизни.
Но среди них есть и особенно запоминающиеся.
Неизгладимое впечатление на меня произвёл наш самый первый пациент - кот Стивен, которого с пулевым ранением нашли случайные прохожие возле мусорных баков. Прогнозы врачей были неутешительны, так как оказался задет спинной мозг, однако котик полностью восстановился, осталось лишь лёгкое прихрамывание на переднюю лапу.
Ещё двое достойных отдельного рассказа пациентов поступили к нам на лечение в этом году.
Один из них - голубь Красавчик. Мы привыкли к собакам и кошкам, но большая редкость, чтобы сердце человека тронула уличная птица. Девушка, увидев, что голубь возле дома не может взлететь, привезла его в наш ветцентр. Повреждение хвоста оказалось несерьёзным, Красавчику прописали лишь отсидеться в безопасном месте, и он попал на передержку к своей спасительнице, где стал совсем ручным.
Другой наш выдающийся пациент этого года - котик Гриша. Его подобрали две девочки, ставшие свидетельницами того, как кота сбила машина. Мы оплатили оказание первой помощи и сдачу анализов, а пока кота на несколько дней отпустили готовиться к операции, девочки со своей стороны тоже стали собирать средства на помощь Грише среди своих знакомых. В результате совместными усилиями удалось найти требуемую сумму даже с запасом. Но главный сюрприз состоял в том, что на повторном приёме выяснилось, что переломы Гриши уже начали заживать сами за период недельной реабилитации, и операция ему не потребовалось. А так как его спасительницы не занимались волонтёрством и Гриша был их единственным подопечным, все предназначенные для него средства они передали на наш счёт в поддержку других нуждающихся животных. Это первый наш кот, который не расходовал, а пополнил бюджет благотворительной организации!
- Как вы думаете, насколько важны в общественной работе единомышленники? Есть ли у вас в команде волонтёры? Как они помогают вам? Откуда они узнают о вас? Как вы их привлекаете?
- Единомышленники необходимы, пожалуй, в любом деле, и общественная работа не исключение. Без них человек не сможет объективно оценить, насколько то, что кажется ему важным, находит отклик в окружающем мире.
За редким исключением те, кто оказывался вовлечён в деятельность «СОВет», уже не отстранялся от неё полностью. Случается, что у человека меняются график, обстоятельства, и он не может всегда заниматься общественной деятельностью в одном и то же формате и объёме. Наши члены правления иногда превращаются в окказиональных волонтёров, волонтёры - в регулярных спонсоров. Бывает и наоборот. Так или иначе, организация продолжает чувствовать поддержку тех, кто однажды начал проявлять участие к её судьбе.
Мне как руководителю сложнее всего даётся умение делегировать полномочия: я до сих пор бо́льшую часть задач выполняю или курирую лично. Однако помощники, к счастью, находятся всегда, и это один из главных залогов развития НКО.
Отдельных слов заслуживают наши партнёры, ветеринары. Хотя они не входят в структуру НКО, им принадлежит центральная роль в нашей работе. И это крайне ценно - найти профессионалов, которые понимают и разделяют наши убеждения, которые искренне ориентированы на спасение животных и даже в самых трудных случаях стараются искать надежду, а зачастую оправдывать её вопреки всему.
- Есть ли у вас в организации постоянные мероприятия, события?
- Изначально единственной миссией «СОВет» предполагалась её основная деятельность по Уставу: обеспечение доступа к экстренной медицинской помощи животных, о которых некому позаботиться. Но по мере погружения в зоозащитную среду в ходе работы, я стала видеть много других пробелов в этой области, актуальных вопросов, решением которых следовало бы заняться. Мы стали искать более системный подход, так стали появляться дополнительные проекты. Одним из первых возник проект «Мурклуб & Гавпарк» нацеленный на «преображение» приютов, которые пока ещё (не без оснований) воспринимаются как довольно скорбные места, в информационно-досуговые центры, где посетители могут общаться с питомцами в приятной обстановке. Воплотить наш первоначальный замысел оказалось крайне трудно, поэтому, хотя мы от него и не отказались, похвастаться конкретными результатами пока не можем.
Вскоре мы начали вести просветительскую работу с вузами и школами, приобщать юное поколение к принципам гуманности и благотворительности. Так зародился наш проект «Зоолекторий», который впоследствии даже получил Президентский грант.
- Как вы видите свою организацию, например, через год?
- Поскольку наша организация создавалась без преувеличения «с нуля» и все, кто работал и работает над её продвижением, параллельно имеют другую занятость, «СОВет» развивается довольно медленно. Это до сих пор скорее маленькая НКО, но тем не менее она неустанно растёт. Это всегда видно при оформлении отчётности в январе: каждый год мы непременно начинаем какой-нибудь новый проект, открываем центр социальной ветеринарии в ещё одной клинике, как следствие, увеличивается число пациентов, и бюджет тоже ежегодно становится больше. Сейчас «СОВет» готовится к своему первому юбилею: в декабре ей исполнится пять лет. Я думаю, традиция постепенного роста сохранится у организации и в дальнейшем. В целом есть все основания пока придерживаться того же курса.
А ещё для меня всегда было важно «вырастить» из числа волонтёров, интересующихся нашей деятельностью, достойных преемников: ведь один человек не может и не должен возглавлять НКО вечно. Я всегда останусь рядом с «СОВет» на правах её учредителя, но вот смена исполнительного органа управления, руководителя организацию в обозримом будущем обязательно ждёт.
Анастасия Немова,
ветеринар, член правления,
координатор проекта «Зоолекторий»
- Как Вы познакомились с организацией?
- Это было просто дело случая. Моему другу позвонил хозяин Василисы, подопечной кошки организации, и сообщил, что она родила ночью. Мы поехали к нему, там оказалось несколько маленьких, с ладошку, котят, и я просто влюбилась в бело-рыжего крошку. Мы начали обсуждать, как и когда его можно будет взять, и хозяин Василисы позвонил Галине - ведь детки тоже находились под опекой фонда. Так мы познакомились с ней по телефону. Галина рассказала про свою организацию, но сначала я была скорее их «клиентом», чем волонтёром. Но в ходе решения проблем с котиком, которого я назвала Сеня, я каким-то незаметным образом стала активным членом команды «СОВет».
- Был ли у вас ранее опыт общественной деятельности, работы в НКО?
- Конкретно в НКО нет. Однако на первом курсе академии ветеринарии мы создали студенческое общество помощи животным. В основном наша деятельность заключалась в поездках в приюты и работе именно там. Но также мы и пристраивали бездомышей.
- Как стало развиваться Ваше взаимодействие с организацией?
- В первое время я в основном находила и «поставляла» благополучателей. Например, когда у «СОВет» открылся первый в Москве ветцентр на базе клиники МЕДВЕТ (ранее организация работала в регионах), в моём окружении появилась кошечка Клёпа, которую срочно надо было пристроить, да и диагноз у нее был не самый лучший. Организация в тот момент очень помогла с лечением, я же за три дня нашла передержку, которая вскоре стала полноценным домом для этой кошечки. Когда она перенесла операцию и осталась жить в новой семье, я прыгала от счастья.
В настоящее время я курирую проект образовательных программ «Зоолекторий», но это не мешает мне активно участвовать и в других направлениях деятельности организации.
- Что хотели бы изменить к лучшему в сфере, в которой работает организация?
- Ох, как человек, который видит всю эту сферу изнутри, могу очень долго рассказывать о том, что надо менять. Но в первую очередь надо менять не сферу, а людей. Потому что именно от них всё зависит. С них всё начинается, с их поступков и с их выбора. Если бы люди были более ответственны к нашим меньшим братьям, то не было бы необходимости ни в приютах, ни в волонтёрах, ни во всей этой сфере вообще.
- Как вы видите себя в организации в будущем?
- Главное, что я вижу себя в этой организации. А в каком варианте, это не важно, ведь я в «СОВет» не для того, чтобы карьеру строить, а для того, что бы помогать животным!
Юлия Матросова,
волонтёр, координатор проекта «Из рук в лапы»
- Как Вы узнали об организации?
- С организацией «СОВет» я познакомилась, когда училась на первом курсе. Её руководитель Галина Игоревна Шляхова вела у нас пары французского языка и однажды предложила мне помочь в проведении благотворительной ярмарки в стенах нашего вуза. Поскольку я люблю подобные мероприятия и мне близка идея помощи животным, я охотно согласилась.
- Чем Вас привлекла зоозащитная деятельность?
- Я очень люблю животных и меня всегда расстраивало то, что мало кто хочет им действительно помогать. Всегда было грустно слушать истории, как кто-то отдал питомца из-за аллергии, и ловить печальные взгляды бродячей собаки, которой так хочется иметь хоть немножечко ласки и человеческого тепла. Каждый раз, сталкиваясь с подобным, мне хотелось как-то помочь. Хотелось стать причастной к помощи животным. И волонтёрство в «СОВет» позволило мне воплощать моё желание на деле.
- В чём состоят Ваши задачи в организации?
- На протяжении четырех лет моя основная обязанность – согласование и проведение ярмарок «Из рук в лапы», которые проходят в МГИМО два раза в год. Безусловно, это очень важно: ведь необходимо быть ответственным и внимательным. Нужно не только получить разрешение на проведение мероприятия, но и проконтролировать предоставление реквизита - столов, стендов, стульев. Конечно же, важно заранее встретиться с мастерами и забрать у них изделия ручной работы, а заетем, в день выставки, красиво разложить товар, чтобы привлекать внимание к столь важной проблеме, как помощь животным.
Кроме того, я часто помогала Галине Игоревне и в других мероприятиях, связанных с работой «СОВет»: в поисках волонтёров и новых партнёров, которым было бы интересно сотрудничать с нами.
Сейчас я оканчиваю институт и стараюсь передать полученные навыки проведения подобных мероприятий следующему поколению студентов. К сожалению, в последнем моём учебном семестре из-за режима самоизоляции мы не смогли провести мероприятие в традиционном формате, и в этом году ярмарки «СОВет» проходят на онлайн-платформах.
- Какие моменты наиболее запомнились вам за годы работы над проектом?
- Когда я проводила ярмарку в первый раз, так совпало, что в институте проходила какая-то научная конференция с участием иностранной делегации. Они весьма заинтересовались тем, что происходит у нас, и долго спрашивали о том, кто мы, кому мы помогаем и как вообще это всё работает. Мне было очень приятно, что они не только спрашивали, но и активно участвовали в сборе пожертвований. Благодаря их помощи мы смогли помочь большому числу животных, а я ещё раз убедилась, что «СОВет» – это та организация, которая способна изменить людей и мир вокруг нас к лучшему. Это одно из самых ярких моих впечатлений.
В другой раз у меня возникла «шальная» идея принести на ярмарку духи ручной работы. Я нашла организацию, которая их производит, и договорилась с ними об условиях. В первый день ярмарки почти никто не интересовался духами, зато во второй начался настоящий ажиотаж: они стали самым популярным товаром на ярмарке. Даже в последующие разы, когда мы проводили выставку «Из рук в лапы», подходили люди и спрашивали, не будет ли снова духов.
- Что Вы хотели бы улучшить в той сфере, в которой работает организация?
- Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей были вовлечены в помощь животным. Жаль, но очень многие, кто приходили на ярмарку, готовы были пожертвовать большую сумму на благотворительность, но как только узнавали, что деньги пойдут на лечение животных, а не на помощь детям, сразу же купюра крупного достоинства менялась на 50 рублей. Как правило, уходили эти люди с весьма недовольным лицом. Я не хочу сказать, что не нужно помогать детям, нет, напротив, им тоже нужна помощь. Но организаций, которые помогают людям в трудной ситуации значительно больше, чем тех, кто помогает животным. А ведь они наши меньшие братья, которым иногда сильно не везёт в жизни: плохой хозяин, который выкинул питомца на улицу, или бабушка, у которой не хватает средств на лечение. Конечно, можно сказать: «Не нужно было заводить домашнее животное, если нет ресурсов на его содержание.». Отчасти это так. Однако в жизни может произойти что угодно, и возможности, которые были раньше, могут попросту исчезнуть. Вот почему дело, которым занимается «СОВет», незаменимо.